Начало / Статьи / Политика /
Eesti

По поводу реакции МИДа России
на резолюцию Европарламента «О защите прав марийского народа»
25.05.05

Нельзя не отметить, что оценка главным внешнеполитическим ведомством России ситуации, сложившейся в Марий Эл, как «нормальной» была абсолютно предсказуема. По нескольким причинам.

Таким образом российские дипломаты попытались сохранить свое реноме перед лицом мирового сообщества.. Перед ними была поставлена задача отреагировать на возникшую проблему с учетом дальнейшего сотрудничества России и стран ЕС, и худо-бедно они с этим справились. Им поручили спасать имидж России и они не нашли других действенных аргументов кроме как  связать «марийскую проблематику» с правами русскоязычного меньшинства в странах Балтии. Но, по сути дела, дипломаты оказались крайними в этом вопросе. 

Проблемы финно-угорского меньшинства не решить одними лишь дипломатическими уловками. Само возникновение финно-угорской проблематики – достаточно симптоматичное явление. Оно слишком многоаспектно, чтобы подходить к нему только в плоскости сохранения имиджа страны. Напротив, сохранение имиджа целиком зависит от принятия комплекса неотложных государственных мер по финно-угорским регионам России. Прежде всего, потому, что главное отличие финно-угорского населения от, к примеру, русскоязычного меньшинства стран Балтии, в том, что эти народы живут на собственной территории, право на которую освящено веками. Финно-угры – коренное население, два народа которого входят в число государствообразующих народов России.

Заявление МИДа – это первая официально обнародованная реакция российских властей на марийскую проблему. Но это ответ на обращение Европарламента, а не на многолетние обращения марийского народа. Только за последние пять лет в СМИ было опубликовано не менее нескольких десятков открытых писем, направленных в различные официальные инстанции: от полпреда в Приволжском федеральном округе С.Кириенко, заместителя председателя Совета Федерации С.П.Торшина – сенатора от Марий Эл до президента РФ Владимира Путина. Под ними стояли подписи не только активистов всероссийского национального марийского движения «Мер Канаш», но и ветеранов ВОВ, заслуженных работников культуры, ученых и композиторов с мировым именем, то есть тех, кого уж никак не причислить к «экстемистски настроенным деятелям».

Но власти «не заметили» этих обращений.

Возникает вопрос: почему в течение ряда лет не было никакой официальной реакции на эти письма, пронизанные болью и обеспокоенностью за родную республику, угрозой исчезновения культуры целого народа, небывалым ростом коррупции, разгулом преступности и распродажей национальной промышленности, уже тогда свидетельствующие о том, что не все ладно в Марий Эл? Почему сенатор от Марий Эл С.П.Торшин занимается всем, чем угодно: бесланской проблемой, андижанскими событиями, но только не подотчетной ему территорией, доверившей ему право представлять Марий Эл в Совете Федерации? Почему в тот момент, когда в Йошкар-Оле проходил митинг в защиту прав марийского народа, доведенного антинациональной политикой президента Марий Эл Л. Маркелова до отчаяния, ему, словно в насмешку над марийским народом, был вручен орден «Дружба народов»? Почему нужно было ждать резолюции Европарламента, чтобы обратиться лицом к проблемам собственного населения?

На наш взгляд, в подобном отношении к марийской проблеме, и к проблемам финно-угорских народов в целом, кроется целый пласт противоречий. Первое из них: явная недооценка финно-угорского фактора в определении приоритетов в национальной политике России. При том, что земли, населенные финно-угорскими народами, составляют добрую часть территории России и традиционные религии финно-угорских народов – естественный буфер на пути экспансии исламского экстремизма, основными вопросами национальной политики почему-то становится рассмотрение проблем других народов, активнее и громче использующих высокие трибуны для постановки своих проблем.

Спору нет, финно-угорские народы отличаются высокой терпимостью и толерантностью, что и дало возможность мирного соседства с другими народами на протяжении вот уже двух тысячелетий. Но это никак не означает того, что решение их проблем нужно отодвигать на неопределенный срок, не замечать их, использовать их для решения внешнеполитических проблем, ничего не давая взамен.

Государственная мудрость как раз состоит в том, чтобы вовремя предотвратить возникновение взрывоопасной ситуации, не доводя ее до абсурда, когда российское население вынуждено обращаться в европейские инстанции, чтобы защитить свои права.

Марийский народ – миролюбив и неконфликтен по своей сути. Чтобы довести его до состояния вопиющего в пустыне, нужен был действительно неординарный правитель. Режим жестокого подавления свободы слова, административный прессинг, выдавливание за пределы республики своих политических оппонентов, передача в руки своих сторонников промышленных активов республики, включая заводы ВПК, устранение неугодных всеми методами от реорганизации учреждений до вынуждения ухода с работы «по собственному желанию», поощрение методов грубого физического воздействия на активистов оппозиции – таков инструментарий действий правительства Марий Эл и ее президента Л. Маркелова в ответ на справедливую критику. Это действительно неординарная неадекватность.

Самое удивительное, что власти почему-то верят той статистике, которую предоставляют не общероссийские ведомства, к примеру, Министерство экономики и социального развития и предоставленный им анализ экономического климата в Марий Эл, а исходит из недр марийского правительства. Чего стоит только утверждение о том, что по инвестиционной активности Марий Эл стоит на первом месте в ПФО! Как-то странно, что при таких инвестициях доходы половины населения Марий Эл по-прежнему на самом низком уровне по России, а ведь это наиболее достоверный показатель уровня жизни населения. Более 2 тысяч предприятий насильственно обанкрочены. В то время как средняя зарплата россиян 7,5 тысяч рублей, доходы сельского населения Марий Эл, среди которых большинство – мари, едва-едва дотягивают до 2 тысяч рублей в месяц. Это примерно 68 долларов. Как можно прожить на такую зарплату, одеть себя и детей, купить им учебники? Это практически невозможно. 

Марийское село – основной хранитель марийской национальной культуры обезлюдело. Люди уезжают в другие регионы, потому что не в силах прокормить себя и свои семьи. Их дети воспитываются уже в другой языковой среде, в другой ментальности. Только в этом году в Марий Эл будет закрыто 12 национальных школ, а 37 школ будут реорганизованы с утратой национальной компоненты.

До сих пор за пределами Марий Эл вынуждены печататься 14 оппозиционных газет, в том числе и на марийском языке. Тиражи этих газет изымаются, и их распространение всячески ограничивается, вплоть до изъятия их из почтовых ящиков жителей. Республиканское телевидение выделило всего 3 часа в неделю для передач на марийском языке. Из 11 часов по сетке радиовещания всего 2 часа звучит марийская речь. Это при том, что половина населения Марий Эл – мари по национальности.

В Марийском книжном издательстве в год печатается всего 3-5 книг на марийском языке. Для сравнения: в соседнем Татарстане ежегодно выходит 125-130 книг, в Чувашии – 20, даже в Мордовии – 7 книг национальных авторов. Можно ли обеспечить равномерное и поступательное развитие марийского языка, если современная марийская литература не может дойти до своего читателя?

В представительных органах власти РФ нет ни одного представителя коренного населения. Более того, сенаторы от Марий Эл даже не выходцы из республики.

Таким образом, марийский народ беззастенчиво оттесняется от сфер управления в экономике, политике. Под угрозой не только сохранение его самобытности, но и элементарное выживание на территории собственной титульной республики. Это называется одним емким понятием - этноцид.

Можно ли назвать «нормальным» такое положение марийского народа?

Марийская проблематика как в зеркале отразила важнейший кризис не только национальной политики, но российской государственности. Дипломаты были вынуждены прикрывать чужие ошибки. Выносить сор из избы - обнародовать назревшие проблемы марийского народа на европейском уровне было не только позволительно, но и совершенно необходимо. В общероссийских, а не только в марийских, финно-угорских интересах. Если мы встали на демократический путь развития, нам нужно избавляться от тяжкого наследия прошлого, строить новое общество с учетом важнейших завоеваний демократии в защите прав национальных меньшинств.

Финно-угорские народы ждут конкретных действий центра. Прежде всего, это принятие новой парадигмы государственного строительства, основанной на планомерной интеграции финно-угорских меньшинств в экономику и политику России, перенос центра тяжести полноценного экономического развития из столиц в регионы. Это реальное обеспечение прав на национальное образование, а не только его декларация. Это реальное обеспечение прав на получение и распространение информации на финно-угорских языках, а не только его прописывание на бумаге. Это полноценное финансирование программ национальных учреждений культуры, а не только финансирование фольклорных фестивалей.

Принятие комплексных государственных мер по развитию финно-угорских народов, по выведению их из состояния тяжкой стагнации, позволит России не только подтвердить имидж правового, демократического государства, но и обеспечит крепость страны и укрепление российских позиций на мировой арене.

Совет Землячества Марий Эл 

24 мая 2005 года
г.Москва

Начало / Статьи / Татарстан /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz