Начало / Статьи / Общество /  

Чумбылат - человек, гора и божество
13.07.05

ЧумбылатРаз в три года у последователей традиционной веры марийского народа случается это событие - мировое моление на горе Чумбылат в Кировской области. Здесь на берегу Немды, по преданиям предков, похоронен великий черемисский князь, в XI веке объединивший племена марийцев под свою защиту.

Когда Чумбылат умер, на месте его захоронения на высоком кургане соплеменники сделали большую каменную насыпь и стали чтить предка как божество-защитника. От насыпи остались лишь разбросанные огромные валуны: в XVIII веке по указанию Казанской епархии могилу, где проходили языческие моления, взорвали.

Все марийские деревни  в радиусе 20 километров были выселены. Но веру людей так просто не уничтожить, они из года в год продолжают приходить на взгорье, чтобы поклониться своему герою. Да и Немда, неширокая спокойная речка, ведет себя здесь совсем по-иному, будто меняется ее характер. Течет она бурно, сильно, разбиваясь на порогах в пенные валы.

Во время молений на горе Чумбылат, 2005 г. - Фото из газеты 'Марий Эл'В нынешнем году 8 июля марийские язычники вновь собрались на мировое моление. Перед отъездом из Йошкар-Олы люди с надеждой поглядывали на небо, закрытое тяжелыми облаками. Путь предстоял неблизкий - около 150 верст, и часть его -  по грунтовой дороге, быстро раскисающей от дождя. Но погода оказалась изменчива, как настроение богов, и солнышко выглянуло только тогда, когда машины, надрывно преодолевавшие последние километры по грязи, остановились неподалеку от места моления на опушке рощи.

Странно и таинственно это немного мрачное место. Здесь не говорят громко, не ссорятся и не шумят. Вековой покой леса нарушает лишь шелест листвы и пение птиц. Даже подготовка к молению, которая начинается загодя, не избавляет, а лишь усиливает ощущение от огромной тишины. 

Марийские язычники искренне верят в то, что на горе концентрируется большое количество энергии. Само слово "Юмо" - Бог - содержит в себе составляющие "ю", что значит "энергия" и "мо" - "кто, что". Человек, по марийской религиозной философии, - это тело, душа и шарт, божественное начало, являющееся основой. Язычник - не раб Божий, а часть Его. Марийские язычники поклоняются Большому Белобогу, природе и ее стихиям - земле, воде, огню, воздуху. Национальные герои, такие как Чумбылат, тоже могут быть отнесены к сомну божеств, но это не пантеон в обычном его понимании. Это нечто слитное и неразделимое.

Во время молений на горе Чумбылат, 2005 г. - Фото из газеты 'Марий Эл'Традиционно на молении божеству и силам природы приносятся жертвы. Мировое моление отличается тем, что язычники жертвуют не только птицу, но и скот. Некоторые старожилы вспоминают, что в голодные годы народ выживал за счет молений, на которые официальные власти иногда просто закрывали глаза. В эти дни люди если не сами ели досыта, то могли хотя бы накормить детей. 

Марийская религия пережила много страшных для себя времен. Сейчас, по сути, нет никаких запретов и гонений со стороны Православной церкви или светского общества. Но страх, как говорит житель Новоторъяльского района Аркадий Данилов, не покидает людей до сих пор. В памяти его односельчан еще остался 1932 год, когда половину жителей деревни увезли в
неизвестном направлении за то, что они не дали срубить и выкорчевать священную рощу. 

Священная роща - особое место, здесь нельзя причинить природе ни малейшего ущерба. А вообще язычник, прежде чем срубить дерево, попросит у него прощения, прежде, чем набрать воды, спросит разрешения у ручья. Сейчас в Марий Эл около 300 рощ. Многие из них сразу бросаются в глаза - зеленые островки в открытом поле, к которым протоптаны тропинки. Основная роль в обряде отводится мужчинам. Но бывали и исключения. Когда мужчин не хватало, например, в войну, в качестве карта-жреца могла выступить и женщина. Но при этом перед ней обязательно должен стоять мальчик, или она просто надевала на голову мужскую шапку. 

Во время молений на горе Чумбылат, 2005 г. - Фото из газеты 'Марий Эл'С каждым годом в молениях участвует все больше молодежи. Современные стрижки и джинсы вполне уживаются с древнейшими обрядами. Молодым поручается подготовить место для моления, а дальнейшее - дело жрецов и мужчин. Они варят на огне жертвенное мясо. Так как на мировое моление собирается много людей, нынче было около двухсот, то и посуда подбирается
соответствующая. Котлы настолько тяжелы, что поднять их можно только втроем-вчетвером. 

Жертвоприношение - обязательная часть обряда. Карты освящают жертвенную пищу, и часть ее бросают в огонь, отдавая богам. Лишь после этого все остальные могут приступить к трапезе. Традиционно для обряда пекутся марийские блины, готовятся каша, национальные блюда из творога. Среди напитков - только безалкогольные. Бытует мнение, что подвыпившему на моление приходить нельзя, иначе этого человека ожидает несчастье. Слишком большое количество энергии концентрируется в одном месте, и злая энергетика, в которую превращается алкоголь, способна в дальнейшем даже убить его. 

Во время молений на горе Чумбылат, 2005 г. - Фото из газеты 'Марий Эл'Вообще с божественным началом шутки плохи. Природа язычества, его живучести и силы, которую оно пробуждает, мало изучена. Поэтому даже те люди, у которых, как считается, есть особый дар, пользуются им очень осторожно, не отступая ни на шаг от наставлений, данных предками. Действительно ли существуют черные и белые кондуны-язычники? Прямо о них никто не говорит, но любой язычник скажет, что если попросить о чем-то природы, зная обряд, можно добиться желаемого результата.  Правда ли это, сказать трудно, однако, и высшие руководители республики не стесняются обращаться за помощью к хранителям традиционной марийской веры.

В нынешнем мировом молении, как обычно, участвовали жрецы со всего края. Они молились за благополучие не только свое и пришедших, но и за весь марийский народ. Когда обряд завершился, гору Чумбылат вновь укрыл дождь. Люди стали разъезжаться с надеждой, что природа поняла, о чем ее просили. 

Регина Томская

Источник: газета "Йошкар-Ола"

Фотографии из газеты "Марий Эл"
 

Начало / Статьи / Общество /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz