Начало / Статьи / Общество /

Комментарии о деятельности правительства Марий Эл по развитию национальных культур народов республики
02.09.05

Обратимся к “Сборнику материалов об этнической ситуации в РМЭ и социально-культурном положении марийского народа”, который выпустило специально к Х Международному Конгрессу финно-угроведов информационно-аналитическое управление администрации РМЭ. Сборник является отчетом деятельности органов государственной власти республики по развитию национальных культур народов Марий Эл.

Общий совокупный тираж книг и брошюр на марийском языке в 2000-2005 годах составил всего лишь 238650 экз., в том числе: учебников и учебных пособий 126460 экз., детских изданий 26050 экз. Кроме того, в это число входят книги выпущенные негосударственными организациями. Например, во время Конгресса активно рекламировался историко-этнографические очерки “Марийцы”, изданные МарНИИ им В.М Васильева при правительстве РМЭ. Книга была издана специально к Конгрессу, общим тиражом в 2000 экземпляров, написана на русском языке. Правительственные журналисты долго восхищались “заботой” “серого дома” о марийском народе, после выпуска этой книги, ведь “в такое сложное время правительство находит деньги на поддержку марийской литературы”. В тоже время, центр-музей им. Колумба, который фактически уничтожен правительством республики, выпустил первый том собраний сочинений В. Колумба “Ойырен чумырымо ойпого”, общим тиражом в 3000 экземпляров, на марийском языке. До этого центр-музей им. Колумба также была издана фундаментальная работа “Полтыш – князь черемисский”, общим тиражом в 3000 экземпляров, на русском языке. Если сравнивать издательскую деятельность в Марий Эл с другими регионами, то в Татарстане лишь за 2004 год было выпущено почти 1 миллиона экземпляров книг на татарском языке! 

В сборнике, выпущенном информационно-аналитическом управлении Администрации президента РМЭ, было отмечено, что общий совокупный разовый тираж периодических изданий в Марий Эл составляет 30050 экземпляров. Численность же марийцев в республике более 300 тысяч человек. Тираж газет в 30 тыс. экземпляров не хватит даже на Йошкар-Олу. Кроме того, лишь очень небольшая часть газет выходит ежедневно, в основном лишь еженедельно, а то и ежемесячно. Наибольший тираж у республиканской газеты Марий Эл, в 7300 экземпляров. В среднем же тираж газеты на марийском языке не превышает 2000 экземпляров. А тираж литературно-художественного журнала “У сем” лишь 300 экземпляров! Следует учесть и то, что зачастую информация в газетах на марийском языке носит тенденциозный характер, прославляющий руководство республики, т.к. все газеты находятся в финансовой зависимости от “серого дома”. 

В этом же сборнике были приведены итоги социологического опроса “отношение населения РМЭ к наиболее актуальным проблемам в сфере политической и общественной жизни”, который проводил МарНИИ им. Васильева в апреле 2005 года. Так на вопрос, “Каковы, по вашему мнению, отношения между представителями разных национальностей, проживающих в нашей республике?”, более 52% от числа опрошенных ответили как “удовлетворительные” и 4% - “неудовлетворительные”. Таким образом, почти 60% участвовавших в опросе, обеспокоены, или недовольны политикой правительства РМЭ, в сфере межнациональных отношений. 

На вопрос “сталкиваетесь ли вы в нашей республике с оскорблением вашего национального достоинства?” на работе 11% (в 2002 году - 9%) ответили утвердительно. В сфере обслуживания (магазин, больница, транспорт, предприятия общественного питания, бытового обслуживания) примерно 14% подвергаются дискриминации по национальному признаку. В общественных местах (улица, парк, театр, и т.д.) более 18% респондентов отмечают дискриминацию по национальному признаку. В руководящих органах республики, районов, подвергаются оскорблениям по национальному признаку примерно 7%. Это и неудивительно. Вспомним высказывание президента Марий Эл, которое прозвучало на всю республику. В интервью аналитической программе “Момент истины” Маркелов заявил: “А национальный язык может развиваться лишь в деревне, т.к. в городе марийский язык не выдерживает конкуренции!!!” И это на всю Россию произносит не какой-нибудь член подпольной  фашисткой группировки, а глава республики!!! По Конституции Российской федерации, главе 2, статье 19 “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. 

На вопрос, “на каком вы обычно языке разговариваете в своей семье?” 57,62% ответили, что на русском, лишь 23% - на марийском. В общественных местах на русском языке разговаривают 63,35%, на марийском – 8,11%. Родным языком, по данным социологического исследования, считают марийский лишь 34,27%. Язык – это основа народа, не будет языка не будет и народа. Языковой статус, как правило, связывается с самооценкой говорящего на нем коллектива, что, в свою очередь, зависит от сфер использования языка и от сути с точки зрения говорящего. В случае если язык не будет использоваться в СМИ, а также дома и в школе, то не будет шанса на развитие народа и народ обречен на ассимиляцию, что фактически и происходит в Марий Эл. 

Но правительство республики Марий Эл категорически отрицает существование межнациональных проблем. Как можно узнать, из Сборника, стабилизация финансовой ситуации в РМЭ в 2001-2004 годах позволила значительно увеличить финансовые средства на реализацию программ и мероприятий по совершенствованию межнациональных отношений. Но в этом же сборнике можно узнать, что доля финансирования раздела “языковая и образовательная политика” в республиканской программе “Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в РМЭ (2004-2008)” составляет лишь 2,56% от общей суммы расходов. В 2004 году на раздел “языковая и образовательная политика” вместо запланированных 414500 рублей было выделено лишь 67420 рублей, то есть выполнение от запланированного составило лишь 16,27%. 

В одном из классов Шорсолинской школы Куженерского района. Фотография из газеты Helsingin Sanomat.Что касается национального образования, то правительство республики пытается юридически очень безграмотно обосновать тезис, что “законодательные основания для получения гражданами образования на титульном (марийском) языке отсутствуют”. Хотя согласно ч.2 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Следует отметить, что право, предусмотренное ч.2 ст. 26, - это неотъемлемое право гражданина Российской Федерации, означающее, что гражданин может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. 

Однако, ссылаясь на закон РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807-1 “О языках народов Российской Федерации” (ст.9) и закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (ст.6), делается вывод, что получение образования на родном языке возможно лишь “на ступени основного общего образования, и не распространяется на программы среднего общего, начального, среднего, высшего профессионального образования”. Но в законах Российской Федерации “Об образовании” нет тезиса, о том, что получение образования на родном языке ограничивается лишь ступенью основного общего образования. В законе Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 “Об образовании” (ст.6), возможно получение и высшего образования на родном языке, но зависти это от возможностей предоставляемых местными властями. А как мы знаем, Л.И Маркелов и правительство республики не заинтересованы поддерживать образование на родном языке, не то что высшее, а даже и основное общее образование.

Так в 2000–2001 учебном году в школах республики марийский язык как родной изучали 25 974 чел. (22% от общего количества учащихся), как государственный - 46 559 (39%) человек, соответственно общее количество изучающих марийский язык составляло 72 533 (61%), а в 2001-2002 это число сократилось до 59 425 (53%) учащихся. В 2003-2004 году по данным Министерства образования РФ количество учащихся, изучающих марийский язык уменьшилось до 52847. Сократилось и количество учащихся, изучающих и другие национальные языки. Если татарский язык в 2000-2001 изучали 2 573 учащихся, то в 2003-2004 учебном году – 1832. Количество учащихся, изучающих удмуртский язык, за этот период уменьшилось с 201 до 138 человек. Из “Сборника материалов об этнической ситуации в РМЭ и социально-культурном положении марийского народа” можно узнать, что в 2004 –2005 учебном году в школах республики марийский язык как родной изучали 18 692 (21%), как государственный - 19 879 учащихся (22%), дополнительно на интегрированной основе – 5 535 (6%), т.е. всего марийский язык изучали 44 106 (50%). В 2004-2005 учебном году родной татарский язык изучают 1570 учащихся, удмуртский –122 ученика.

Надо отметить, что в вышеупомянутом сборнике «забыли» указать общее количество учащихся в 2004-2005 г., соответственно проценты, указанные в скобках нам приходилось высчитывать самим исходя из общего количества учеников в 1-11 классах 88 525 чел., в 1-9 кл. – 73 585 чел. Если учесть что в республике марийцы составляют 43% и предположить, что ученики-марийцы примерно составляют столько же, то получается что только около половины детей мари изучают марийский язык как родной, а остальные изучают как государственный или вообще не изучают.

Следует также учесть, что в школах в ближайшем будущем не будет преподавателей знающих родной язык. Об этом ярко свидетельствуют данные за 2004 год по трудоустройству выпускников историко-филологического факультета Марийского Государственного университета. Всего закончило в 2004 году 193 человека. Из них по специальности «Филология» - 117 человек, в том числе: Преподаватель мар языка и лит., русс. яз. и лит. – 31 человек. Преподаватель мар.яз. и лит., английского языка – 29 человек. Преподаватель русс. яз. и лит., горномар. яз. и литер. – 8 человек. По специальности Преподаватель мар. яз и лит, русс. яз. и лит. – трудоустроились 9 человек (29 %), из них по специальности 3 человека (9,7%), преподавателем марийского языка и литературы – 1 человек. Преп. мар. яз. и лит., англ. языка – трудоустроились 20 человек (69%), из них по специальности 17 человек (58,6%), лишь два человека, как преподаватель мар. яз и лит. Преп. русс. яз. и лит., горномар. яз. и литер. – трудоустроились 5 человек (62,5%), по специальности 2 человека (25%), лишь один, как преподаватель горномар. яз. и литер – 1 человек. В Педагогическом институте устроились по специальности примерно столько же человек. Таким образом, если учесть и Педагогический институт максимальное количество преподавателей мар. яз. и лит – 6 человек, преподавателей горономар. яз. и литер –2 человека! Сейчас в стране постепенно начинается демографический рост. Куда и на каком языке смогут обучаться дети через 5-10 лет?! Ведь в результате проводимой сегодня политики оптимизации, если и останутся национальные школы, то в этих школах некому будет преподавать.  

Таким образом, деятельность органов государственной власти в республике по развитию национальных культур народов Марий Эл носит чисто популистский характер (предназначено это в первую очередь для отчета перед Москвой), а также служит обогащению ряда чиновников из Министерства образования и Министерства культуры, печати и по делам национальностей. Наиболее важные направления (развития языка и образования) по развитию национальных культур остаются без внимания. 

Александр Фридом
 

Начало / Статьи / Общество /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz