Начало / Статьи / Политика /

Неужели мы, финно-угры, так забиты?
04.12.05

Вечкевикс оят! Кодаяк а муян тонавтнема шка вадрясто сермадомс литературань эрзянь кельсэ. Те берянь, ансяк мезеяк а теят, ламо шкам юты эрзянь тевтнень теемантень. Мелем седе ламо теемс Нижнеень ёнкссо ды вана зярс сермадан рузкс.

Финно-угорские села гибнут...Хочу выразить благодарность газете за появившийся на ее страницах конструктивизм. Газета начинает собирать, а не разбрасывать потенциал патриотов нашего движения. Те пек вадря

Сегодня, как никогда, мы должны быть вместе. У нас одно общее дело – сохранение своего народа. Если вдуматься, то действительно страшно жить в нашей стране, где коренные народы фактически брошены на произвол судьбы. Брошены в том числе и по одной из главных причин: мы сами не хотим ничего. Не хотим, чтобы звучал наш язык, жила наша культура, чтобы наши дети и внуки знали подлинную историю своих предков. Я явственно ощутил это, находясь на третьем съезде ассоциации финно-угорских народов, состоявшийся в Москве 12-14 октября сего года. 

Как не уговаривал делегатов, но съезд отказался обратиться к Президенту России. Торлопов, Глава республики Коми, доказал всем, что мы должны работать с Правительством. Не с гарантом Конституции, а с теми людьми, которых он ставит и может убрать в любое время. 

Что это? Боязнь тележного скрипа, боязнь за свое кресло, что? 

Ну ладно, Торлопов – чиновник, он может и пострадать, а другие делегаты? Они-то что? Не понимают или тоже боятся? Все народы пишут и обращаются к президенту от имени одного, своего народа, а мы, целый финно-угорский мир и в кусты. Страшно становится от всего этого. Неужели мы так забиты? Неужели у нас нет чувства гордости за себя и за свои народы, Родина которых центральная Россия и которые не видят себя вне России? 

Сегодня патовая ситуация с селом – оно гибнет. Гибнет потому, что в России нет политики, направленной на сохранение коренных народов, в большинстве из которых стали национальным меньшинством на своей исторической территории. Русские, марийские, мокшанские, эрзянские, чувашские села исчезают с лица земли, но съезд отказался включить в резолюцию проблемы села. Как это понимать? Мы ведь сохранились до сих пор благодаря тому, что в сельской местности жил и пока живет наш язык. Неужели делегаты не понимали, что татарин и в селе татарин, и в городе татарин. То же самое и русский, а мы в городе через поколение становимся русскими. Нам необходимо все сделать для сохранения сельских очагов культуры, там наши корни. Делать упор на город надо, но через село, через контакты, через сохранение и развитие нашей культуры там. Нет в городе стереотипа эрзянского или мокшанского поведения, есть стереотип городского человека, которому по фигу национальность и национальная культура. Ему по фигу язык, если тот не был привит до того, как молодой человек уехал из села. 

Городские татары, азербайджанцы, армяне, евреи учат свои языки, потому что есть геополитика этих народов. Геополитики эрзян и мокшан нет, нет геополитики финно-угров. Нет национальной идеи, которая бы втянула городских жителей в национальный круг своего народа. Мы патриоты России и, наверное, это правильно, но где же наш интерес, где же наши культура, язык, история. Почему до сих пор ни один историк, включая и историков Мордовии, не назвал истинное положение вещей. Почему до сих пор мы стыдимся говорить, что мы тоже являемся государственно-образующим народом России. Что Россия, ее центральная часть вся стоит на землях финно-угорских народов. Что русский народ, не власть, не князья, цари, генсеки и Президенты, а народ является нашим братом, так как в нем, в его крови течет и наша кровь. Это так. Кроме того, во многих эрзянских и мокшанских семьях есть русские родственники. 

Как сделать, чтобы они гордились родством с нами? На мой взгляд, пока мы не станем себя уважать, никто гордиться нами не будет. А для того, чтобы мы сами стали гордиться собой, нужны дела, нужно самоуважение. 

Я сделал свой выбор. Может не так как бы надо, но зауважал себя и не стал голосовать за резолюцию, которая мне не понравилась только из-за того, что убрали одно слово, слово обращения к Главе государства. Но шаг должен быть последовательным и я написал письмо Президенту. Будет он читать, не будет, дойдет до него или нет, но я написал, потому как положение с финно-угорскими народами надо менять в корне. Менять только по одной причине, что мы цивилизованы и путь наш, решение наших проблем в рамках права. 

Н.В. Гоголь писал, «… что развиваться народ должен из своих же национальных стихий …». Так давайте все вместе создавать здоровую национальную стихию, добиваться своего права на индивидуальность в коллективном сообществе с учетом собственных интересов и интересов всего сообщества. 

Михаил Безаев,

председатель совета
Общественного движения «Мордовский культурный центр «Ялгат» Нижегородской области

Источник: Эрзянь мастор
 

Начало / Статьи / Политика /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz