Начало / Статьи / Политика /

Финно-угорский вопрос обостряется: Вепсский скандал в Карелии имеет международный характер
08.12.05

Недавно портал KOMINAROD.RU  уже сообщал о скандале, разразившемся в связи с уходом Николая Фомина с поста главного редактора единственной вепсской газеты "Kodima" (г. Петрозаводск).

Финно-угорский сайт Украины Ugraina.Org фактически обвинил власти Карелии в том, что увольнение Фомина имело политический характер. 

Мы обратились за разъяснениями к редактору сайта Ростиславу Мартынюку, независимому украинскому журналисту. Пан Мартынюк любезно согласился пояснить нам сложившуюся ситуацию. 

Ниже приводится интервью с паном Мартынюком. 

Kominarod.Ru: Пан Мартынюк! Видите ли Вы политическую подоплеку в уходе с работы в качестве главного редактора вепсской газеты «Kodima» Николая Фомина (Микуля Фоминана)?

Да, вижу. Хотя это вопрос "оптики". Объясню: большинство финно-угров склонны относить своё незавидное экономическое и культурное положение в России на знаменитое "так сложилось". Но сложилось именно так в силу системной и осознанной политической работы федеральной власти. На местном уровне эта "работа" может даже выглядеть пристойно и толерантно. 

Но это толерантность санитара к пациенту, отправленного зачем-то главврачом в морг. По дороге в покойницкую бледному пациенту поют песни, а родственникам из заграницы показывают пациента, одетого в чепчик из газеты "Кодима". Больным, сидящим в палатах, кажется, что их коллега выглядит даже неплохо. Например, "на воле" он реже ел и был хуже одет. 

Что касается увольнения Микуля Фоминана с поста редактора "Кодимы", то история увязана с решением государственного карельского издательства "Периодика" сократить чуть ли не в два раза финансирование национальных редакций газет, в частности и газеты "Кодима" (две штатных единицы). Микуль Фоминан неоднократно заявлял: деньги на газету и без того мизерные. Это мешает создать устойчивый авторский коллектив, развить "коррсеть" в вепсских регионах и, в конце концов, выйти на новый уровень проблематики. А именно - необходимости модернизации вепсской нации, численность которой по данным переписи 2002 года сократилась на треть. А темпы ассимиляции - самые высокие в Евразии!

Очевидно, что такая статистика - политика в чистом виде. Замалчивание на уровне карельского правительства проблемы «деградации вепсского населения» - тоже чистой воды политика. Всё это вместе - вкупе с конкретным кризисом в издательстве "Периодика" (как бы это не называл по другому г-н Цыганков) – и подтолкнуло Фоминана к увольнению. Итак, решение - чисто политическое.

Михаил Фомин (справа)Безусловно, здесь был и "квартирный вопрос". Однако он лишь оттенял циничность карельского руководства в вопросе национальном. Ведь выходец из вологодского села Фоминан, по мысли его работодателей, должен был довольствоваться статусом "главного вепсского журналиста". И благодарно влачить диогеновское существование в редакционной бочке "Кодимы".

Хорошо,что у Фоминана есть семья! "Семья - ячейка общества", - говорили лет 15 назад его работодатели. Мы добавим: финно-угорская семья - это крепость вепсского общества. Семья - последний блиндаж вепса, который вот-вот опять "уйдёт под землю". Семья - его страна, поддержка, залог достойного будущего. Семья поддержала Фоминана в этом решении - уйти из газеты. 

А что касается украино-вепсского скандала, затеянного главой Центра политических исследований Анатолием Цыганковым, то он имеет чёткую природу: "оранжевый страх". 

Пока что Украина, обнажающаяся в руках телеманьяка Миши Леонтьева, выглядит скучной и затрапезной: голубые газовые воришки с засаленными губами доедают последние крохи со стола Бжезинского и клянчат "еще!" Прекрасная карикатура. Думаю, кормёжка одного такого московского телепровокатора обходится в сотни жизней ассимилированных вепсов - россиян с тысячелетней историей. 

Но речь не об этом. На поверхность извлечён образ хитрого заморского врага, с которым у Фоминана "давние дружеские отношения". Это - некая группка "конкретных" украинских журналистов, которые открыто говорят о двойных стандартах чиновников по отношению к их коллегам журналистам в России. А особенно к тем, которым заповедано российской историей быть вепсами.

Конечно, такая позиция украинских коллег трактуется Цыганковым прокурорски: поведение не только недружественное, но и вражеское. При чём не только к губернатору Катанандову, но и к России. Да уж. Тут светит "семь лет расстрела без права переписки"... 

Конечно, я знаю: отождествлять любимого начальника с Россией - старая болезнь, описанная докторами Зощенко и Салтыковым-Щедриным. Отождествлять Российскую Федерацию с Россией - ельцинский синдром, развившийся в новую эпоху подмены понятий. Но для украинцев, которые всерьёз верят в украино-российский брак не-по-расчёту, заключённый когда-то на "переяславских небесах", это не важно. Мы - свободные граждане Западной Руси, которые свободно общаются со свободными братьями Руси Вепсской. И согласовывать это ни с московской, ни с петрозаводской семибоярщиной не намерены. Поэтому - да здравствует политическое увольнение!

А Катанандов, которого московская шляхта вновь хочет посадить на карельский престол, рискует превратиться в Лже-Сергия, окружённого льстецами, входящими в финно-угорские храмы не снимая папах.

Добавлю только, что все финно-угорские проблемы Карелии - это зеркало русской национальной проблемы, проблемы великорусского этноса в России, если хотите. А именно: умерщвление села, разрушение традиционных региональных общин, забвение национальной истории, которая подменяется "историей семи бояр", отчуждение большинства населения от власти (в частности, путём лишения права избирать глав субъектов Федерации), сворачивание национально-территориальных автономий (ликвидация КПАО) с одновременным замораживанием проектов создания новых (Вепсский Автономный округ, Русская Республика). 

Не работает закон о реабилитации депортированных народов (инкери, живущие в Карелии, в большинстве так и не смогли вернуться в Ингерманландию - центр Ленинградской области).

В то же время мы хорошо понимаем проблемы карельской власти. Тот же Катанандов "принял" глубоко разрушенную в национальном отношении Республику, которая по сути пережила геноцид. Инвалидные коляски, выданные нынешним карелам и местным финнам в виде нескольких периодических изданий, дело хорошее. Но всё-таки народы-инвалиды надо опять научить ходить cамостоятельно. Даже с риском для личной власти.

Мы понимаем также, что вепсский вопрос не "профильный" для самой Республики Карелия и дан Петрозаводску как бы в нагрузку - в силу "финно-угорской специализации" этой Республики. И сама Вепсская национальная волость – это лишь северная окраина большой страны Вепсанма. Её тело – в Ленинградской и Вологодской области. А пятки - на севере Тверской области. Все эти земли - также родина и великорусского народа. Поэтому на самом деле вепсский вопрос - это вопрос великорусский. Но и с этим в Карелии плохо.

Несмотря на то, что телевидение, армия и власть отправляются на "великорусском наречии" я утверждаю - в современной России, как и Карелии, нет ни одной газеты великорусского народа. Поэтому опыт вепсов и газеты "Кодимы" - в какой-то мере уникальный для великороссов. Но и печально-поучительный. Чем? Тем, что нынешняя власть ориентирована "тотально антиэтнически" и видит свою вечность только безнациональном обществе.

Поэтому, на мой взгляд, в Карелии существует УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОМУ ИДЕНТИТЕТУ ВСЕХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ. В том числе карелов, вепсов, финнов и РУССКИХ.

Источник: KOMINAROD.RU
 

Начало / Статьи / Политика /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz