Начало / Статьи / Общество /

Преобразования, реорганизации, перемещения в пространстве...
08.02.06

В последние два года в образовательной системе Республики Марий Эл – сплошные реорганизации, структурные преобразования и перемещения учреждений образования из одного помещения в другое. Что это? И самое главное – с какой целью?

В головах людей – потребителей образовательных услуг, как модно сегодня говорить, - выстраиваются два варианта ответа на эти вопросы.

Один ответ: все это нужно рассматривать как способ создания видимости интенсивной работы слуг народа – чиновников правительственных структур. Смотрите, как хорошо мы работаем, столько всего делаем! И все для вас же, все на благо народа. Для доказательства последнего приводятся слова Путина, положения из различных постановлений, концепций, программ…

Второй ответ (на него стоит обратить особое внимание, потому что он может оказаться главным): преобразования – это административный рычаг, способ устранения оппонентов и расправы с неугодными личностями, путь к реализации политических целей и корыстных планов.

Проиллюстрируем это буквально несколькими примерами, которые уже обсуждались или упоминались в сети Интернет.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 февраля 2005 г. № 44 «О реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Марийский республиканский колледж культуры и искусств» Музыкальное училище им. И.С. Палантая было присоединено к Марийскому республиканскому колледжу культуры и искусств. Цель реорганизации – отстранить от должности известного в республике работника образования и культуры, видного представителя марийской национальной интеллигенции. Результат реорганизации для власти – убран неугодный власти директор музучилища Р.Л. Яшметова. Урон для республики: жители республики лишились «кузницы» подготовки профессиональных музыкантов, из которой вышли многие известные композиторы и певцы – гордость Марий Эл и России.

Решением внеочередной сессии Собрания депутатов муниципального образования «Оршанский муниципальный район» Республики Марий Эл от 25 мая 2005 года «О мерах по оптимизации сети образовательных учреждений муниципального образования «Оршанский муниципальный район» на 2005-2006 годы» проводится реорганизация Орловской начальной, Чирковской основной общеобразовательных школ путём присоединения к Шулкинской средней общеобразовательной школе. Цель властей очевидна: присоединив марийская национальную школу к школе, работающей по русской программе, снять надоевшие ей национальные проблемы образования. Как говорят, нет национальной школы – нет и проблем.

ПУ № 12 присоединяют к ПУ № 19. Соответственно студентов этого училища в спешном порядке переводят из Йошкар-Олы в Медведево, в ПУ № 19. При этом освободившееся здание таком же спешном порядке продается по дешевке негосударственному (!) вузу - МОСИ (ректором его является М.Н. Швецов, сын нынешнего министра образования РМЭ Г.Н. Швецовой). Можно ли не думать об использовании министром служебного положения в пользу коммерческих интересов семьи.

В течение ряда лет закрытием и всякого рода реорганизациями грозили Марийскому институту образования, пока руководили им неугодные и неудобные Министру образования люди. А как только сделали институт ручным, тотчас списали и продали часть его зданий (кому, за сколько и с какой целью?), а главное здание института на ул. Советской заняло само министерство образования, освободив свое здание в центре города, если верить слухам, сыну министра для нового негосударственного вуза Швецовых и переселив институт в не приспособленное для подобного рода учреждений здание реорганизованного ПЛ № 16.

27 декабря 2005 г. коллективу Национальной Президентской музыкально-художественной школы-интерната для одаренных детей № 1 было объявлено двумя министрами Г.Н. Швецовой и М.З. Васютиным об объединении ее с Центром образования № 18. А здание школы предлагали срочно занять другим республиканским учреждениям. С чем связана эта реорганизация? Возможно, с теми же национальными проблемами образования, которые не желает и не может решать марийское правительство? Школа-то не только президентская, но и национальная, работающая со способными марийскими детьми из села и потому, видимо, обделенная в последнее время финансами и вниманием властей. А нужна ли она власти? 

В начале января вдруг появилось сообщение о выделении Президентом средств на строительство художественных мастерских школы-интерната. После полосы уже проведенных ликвидаций и реорганизаций никто не верил, что это сообщение означает отказ от решения закрыть школу. Скорее оно было воспринято как запланированная и удачно преподнесенная населению, но скрытая от него подготовка материальной базы все же для ЦО № 18. 

Еще один «трюк» властей, рассчитанный на то, чтобы «замазать» и закрыть следы неосуществленного замысла: 7 февраля министром образования Г.Н. Швецовой по телевидению было объявлено решение Л.И. Маркелова о строительстве новой Президентской школы на прежнем его месте. При этом министр нагло соврала, что Правительством вообще не ставился вопрос о закрытии этой школы-интерната (добавим: значит, не было и собрания педагогов и родителей школы-интерната, на котором присутствовали десятки людей!!!), а был другой вопрос - о расширении в ней специальностей. Вот так вот: соврут хоть бы что, несмотря на наличие реальных доказательств их лжи. Можно ли после этого верить словам министра о том, что совсем скоро будет новая президентская школа?!

И вот теперь реорганизуют государственные вузы, точнее, Марийский пединститут им. Н.К. Крупской присоединяют к Марийскому госуниверситету. Уже второй год власть, помешанная на закрытии пединститута, не дает спокойно работать коллективу пединститута, а абитуриентам, нацеленным на педагогическое образование, спокойно решать их проблемы с поступлением в вуз. Наконец-то, не будет у руля института давно нелюбимого президентом человека, а для высших чиновников, заправляющих образованием, широко откроются двери для дальнейших манипуляций в системе высшего образования, для того, чтобы продолжать отрывать себе от нее лакомый кусок.

Это, конечно, не все факты. Их много и будет намного больше, если изучить еще и действия чиновников в районах, строго выполняющих указания республиканской власти по вопросам реорганизаций и преобразований… И вопросов много. Правда, выводы одни и те же. Идет расправа с политическими оппонентами, вытесняются из образовательных учреждений неугодные власти люди и, в первую очередь, национальные кадры, что подтверждают и вышеприведенные факты. Кроме того, в спешном порядке решаются имущественные и другие личные планы высших чиновников республики.

Напомним, что первым (еще в 2001 году) в системе образования реорганизации подвергся отдел национальных проблем образования Министерства образования РМЭ и сокращения должности начальника этого отдела, которым руководил человек (добавим: коренной национальности), имеющий свой взгляд на решение проблем национальной школы. А взгляд этот, надо думать, не совпадал с вышеуказанными планами нового министра образования Г.Н. Швецовой. 

М. Казанков

г. Йошкар-Ола

Ссылки по теме:
Единым фронтом - против Марпединститута
О «помощниках» Маркелова. Гаранинско-швецовско-ушаковская мафия в марийском образовании
Кому мешает Марпединститут?
 

Начало / Статьи / Общество /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz