Андрей Эшпай: Игры для оркестра
08.10.05
Выдающемуся
композитору, народному артисту СССР, лауреату Ленинской и Государственной
премий Андрею Эшпаю сейчас 80 лет. В 75 он сумел осуществить замысел, на
который еще не отваживался ни один композитор в мире, — завершил "золотую
серию" Концертов для всех инструментов симфонического оркестра. В его творческой
копилке — четыре скрипичных, два фортепианных, Концерты для альта, гобоя,
флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны,
двойной Концерт для трубы и тромбона, Концерт для оркестра с солирующими
трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом. Единственный инструмент,
оставшийся неохваченным в силу специфики своего звучания, — туба. А недавно
Андрей Эшпай создал новое крупное сочинение — "Игры для оркестра". Сам
композитор называет это произведение своим объяснением в любви симфоническому
оркестру.
Концерт для фортепиано
Мы не виделись 25 лет. В то время оба жили в Москве, а встретились здесь,
в Чебоксарах. Студентка журфака МГУ и знаменитый композитор. На интервью
для “Советской Чувашии” я пошла с мамой: она очень хотела повидаться со
своим однокурсником. Нет, к музыке мама, уже покойная, не имела отношения
(пела, правда, хорошо). С Андреем Эшпаем они учились в Московском гидромелиоративном
институте, который в начале войны был эвакуирован в Мариинский Посад. Учились
вместе недолго – будущий композитор рвался на фронт, и в 1943-м, когда
все студенты поехали в Москву, чтобы уже там продолжить учебу, Андрей отправился
в Оренбург, в Чкаловское пулеметное училище.
В 1980 году они встретились в совсем не роскошном, как мне показалось,
номере гостиницы “Чувашия”. Мама принесла фотографии, и вместо интервью
получился вечер воспоминаний. Но я не очень расстроилась – их бесконечные
“А помнишь…” помогли набрать материал, который не найдешь ни в одной библиотеке.
Еще давно, в моем детстве, мама много рассказывала о своем знаменитом
однокурснике. Говорила, что Андрей был высоким, страшно худым юношей и
– очень скромным. Правда, на первом курсе некоторые считали Андрея “воображалой”.
Мол, тут морозы под 40 градусов, а он выпендривается – ходит в ботиночках
и легкой куртке. Эти студенты, говорила мама, не понимали, что Андрею больше
нечего было надеть – в чем приехал из Москвы, в том и ходил.
Про эту куртку Эшпай вспомнил и сам, уже на нынешней нашей встрече.
Недавно, в сентябре, он был в Чебоксарах проездом — плыл на теплоходе из
Астрахани в Москву.
— В чебоксарском кинотеатре “Родина”, — вспоминает Андрей Яковлевич,
— шел фильм “Два бойца”. Мне очень хотелось его посмотреть. Из Марпосада
путь неблизкий – 38 километров, но я встал на лыжи и пошел. А одет был
плохо – легкая курточка да ботинки на тонкой подошве. В общем, когда вернулся
из Чебоксар, родные меня не узнали – весь обмороженный, еле-еле привели
в норму с помощью гусиного жира. Мой дядя – Анатолий Тогаев – тогда сказал:
“Ну, ты, парень, даешь! Похоже, с тобой хоть сейчас можно идти в разведку”…
… для флейты
Мариинский Посад Андрей Эшпай считает городом своего детства. Хотя родился
он в Козьмодемьянске, а в три года переехал с родителями в Москву. Совсем
родным стал для него Мариинский Посад в школьные годы, когда с братом Валентином
они каждое лето приезжали сюда на каникулы. В доме Тогаевых, по словам
Эшпая, “даже воздух был пропитан музыкой”. Его дядя по материнской линии
— Анатолий Николаевич — работал учителем пения, прекрасно играл на гуслях
и скрипке, сочинял музыку, писал песни. Знаменитый Митрофан Пятницкий,
который поддерживал с Анатолием Тогаевым дружеские отношения, подарил ему
сборник своих песен с надписью “Родной душе – родные звуки”.
В доме Тогаевых всегда собирались люди, неравнодушные к искусству. Приезжал
сюда в 20-е годы и молодой марийский композитор Яков Эшпай.
— Моя мама, — рассказывал уже в этот приезд Андрей Яковлевич, — родом
из села Акулево, что в Чебоксарском районе. А с папой они познакомились
у дяди, в Марпосаде. Был вечер, луна светила, они плыли в лодке, и папа
сделал маме предложение. Правда, романтично?
Отец Андрея Эшпая – Яков Эшпай – создал первые марийские инструментальные
произведения для симфонического и духового оркестров, для оркестра народных
инструментов, для фортепиано и скрипки, а также множество хоровых и сольных
вокальных сочинений. К тому же Яков Андреевич был кандидатом наук, музыковедом-фольклористом,
который сам собирал народные мелодии — более 500 песен записал.
— Папа был удивительным человеком, — вспоминает Андрей Эшпай. — Он прекрасно
пел, играл на любых инструментах, хорошо рисовал, увлекался Шопенгауэром…
В Мариинском Посаде Тогаевы часто устраивали импровизированные концерты,
в которых охотно принимали участие и родители Андрея. А когда началась
война, вопрос “Куда из Москвы эвакуироваться?” для семьи Эшпаев не стоял.
Конечно, в Марпосад! Десятилетку Андрей заканчивал уже здесь, в городе
своего детства.
… для скрипки
На передовую Андрей попал только в 1944 году, после пулеметного училища
его направили еще и на курсы военных переводчиков. Лицом к лицу с войной
19-летний лейтенант взвода разведки встретился в Польше, на берегах Вислы.
Потом был Одер и, как последний аккорд в военной биографии композитора,
Берлин.
Ну а аккорды самой войны еще долго звучали в сочинениях Андрея Эшпая,
причем – не только для симфонического оркестра. Кто не знает его знаменитую
песню “Москвичи”, которую еще называют по стихотворной строчке — “Сережка
с Малой Бронной”?
… У причала, где пришвартовался теплоход “Афанасий Никитин”, собралась
небольшая группа тех, кто хотел встретиться со знаменитым композитором.
Как только Андрей Яковлевич сошел на берег, окруженный журналистами и телеоператорами
(коллеги, как и я, уже успели пообщаться с Эшпаем на теплоходной палубе),
зазвучал баян. Встречающие расступились, чтобы Эшпай увидел стоявших за
их спинами двух невысоких пареньков в черных костюмах. Как потом выяснилось,
это были студенты Чебоксарского музыкального училища. Баянист закончил
проигрыш, и юный солист старательно начал выводить знакомые слова: “В полях
за Вислой сонной лежат в земле сырой…”
Андрей Эшпай слушал внимательно. Я вспомнила, как еще на той встрече,
четверть века назад, он рассказывал нам с мамой:
"Это было в 1957 году. Марк Бернес принес мне стихи и предложил написать
песню. Когда я их прочел – просто обомлел! Все, о чем говорилось в этих
стихах, было у меня в жизни. Но автор – поэт-фронтовик Женя Винокуров –
не мог знать этих подробностей.
Мы тоже жили на Бронной, только не на Малой, а на Большой. У меня был
старший брат Валя, который погиб на фронте. И моя мама тоже, как в песне,
не спала ночами, ждала — вдруг произойдет чудо и сын вернется. Даже река
в стихах — та самая Висла, которую в войну мне довелось форсировать. Поразительное
совпадение!”
Когда песня закончилась, композитор подошел к исполнителям, пожал им
руки, поблагодарил. А потом повернулся ко мне и тихо сказал: «Мальчик пропустил
один куплет. Вот этот». И негромко пропел: “Друзьям не встать. В округе
без них идет кино. Девчонки, их подруги, все замужем давно”.
— Точнее не скажешь, — еще раз восхитился стихами композитор. — Просто
снайперские слова!..
— А музыка? – спросил кто-то из стоявших рядом. – Разве музыка плохая?
— Ну, музыку мог написать любой, — скромно пожал плечами Эшпай.
… для гобоя
Помню, как еще на том интервью, в гостинице, Андрей Яковлевич отказывался
говорить всерьез о своих песнях. Мол, кушать-то надо, вот и пишу их, зарабатываю.
Конечно, он шутил. Потому что в противном случае никто не знал бы его “А
снег идет”, “Мы с тобой два берега…”, “Сережка ольховая”, “Что знает о
любви любовь”, много-много других хитов, звучавших по радио и телевидению
в разное время. И, главное, никто бы их не пел. А ведь песни Андрея Эшпая
исполняли не только Марк Бернес, но и Майя Кристаллинская, Виктор Трошин,
Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко… Именно благодаря тем песням
композитор любим людьми старшего поколения.
И все-таки Эшпай – больше “симфонист”, нежели песенник. Хотя и в классических
сочинениях он часто использует песни. Только другие, народные. В основном
– марийские, к которым Андрея Яковлевича приобщил отец, иногда – русские,
их пела мать, а еще – венгерские мелодии, созвучные марийским. Есть в его
классических произведениях и фрагменты из чувашских народных песен.
Когда мы разговаривали на палубе и Андрей Эшпай вспоминал Мариинский
Посад, он вдруг обернулся к Восточному косогору Чебоксар, поднял руку и
махнул куда-то в сторону текстильного городка.
— Вон по той дороге мы ехали как-то с Анатолием Любимовым из Марпосада.
Толя, известный гобоист (жаль, что он уже не играет), спросил, почему я
ничего не написал для гобоя? Мол, разве этот инструмент не заслуживает
отдельного концерта? Вопрос меня озадачил. Действительно, почему? “А вот
возьму и напишу Концерт для гобоя с оркестром!” — запальчиво пообещал я
Толе, на что он отреагировал сразу: “Ловлю на слове! И там обязательно
должна быть чувашская мелодия”.
Андрей Яковлевич улыбнулся своим воспоминаниям, потом весело продолжил:
— А что, одну цитату из чувашской песни я туда вставил. – И тут же эту
“цитату” напел.
Впервые Концерт для гобоя с оркестром прозвучал в октябре 1982 года
в Большом зале консерватории на фестивале “Московская осень”. Солистом,
естественно, был “заказчик” — наш земляк Анатолий Любимов, которому Андрей
Эшпай и посвятил этот Концерт. Рассказывают, что в 1984 году, когда это
произведение было исполнено на втором Международном музыкальном фестивале
в Москве, публика пришла в неописуемый восторг. Концерт был сыгран повторно,
целиком, от первого до последнего аккорда. Что же в нем такого особенного?
Не беру на себя смелость выступать в роли музыковеда, лучше процитирую
мнение специалистов: “В Концерте, богатейшая ритмопластика народного музицирования,
непринужденность джаза и, самое ценное, — поразительная красота мелодики…
Прозрачность оркестровки сменяется жесткой канвой неуюта, чтобы противостоять
мыслям о смерти. Но преодоление их не завершается на материале главной
партии Концерта, а приводит к возникновению философски значимой, "всепрощающей",
явственно новой темы”.
А вот что говорит по этому поводу сам Эшпай: "... Пока не пришла музыка
новой финальной темы — Концерта, каким я его видел, все не было. И форма,
и оркестр, и развитие материала диктовались музыкой, которая, не скрою,
мучительно не возникала. Но потом вдруг сразу пришла, когда я совсем было
отчаялся ее найти. Эта новая тема освободила дыхание и сломала панцирь
стереотипной формы инструментального концерта, переведя повествование в
мир симфонической мысли. А почему это так? Объяснить невозможно..."
К сказанному можно только добавить, что за Концерт для гобоя с оркестром
в 1986 году Андрею Эшпаю была присуждена высшая награда того времени —
Ленинская премия.
… для саксафона
На теплоходе одна молодая журналистка задала Эшпаю вопрос:
— Вы сейчас просто так плывете, отдыхаете, или работаете?
Андрей Яковлевич ответил вопросом:
— А разве может композитор так долго отдыхать? Я проехал из Москвы в
Астрахань и сейчас возвращаюсь обратно. Да, это называется отдыхом, но
практически все две недели я работал. Хотя инструмента (он имел в виду
фортепиано. – О.Р.) у меня с собой нет.
Наверное, иначе и быть не может. В противном случае Эшпаю вряд ли бы
удалось даже за такую долгую жизнь (80 лет – не шутка!) создать столько
музыкальных произведений. Помимо симфонических сочинений и песен в его
“запасниках” множество инструментальных пьес, два балета – “Ангара” и “Круг”,
оперетта “Нет меня счастливей” (позже она стала основой для музыкальной
кинокомедии “Звезда экрана”), музыка к десяткам кинофильмов (в том числе
– “Майор Вихрь”, “Адъютант его превосходительства”, “Сибирячка” и др.)
и спектаклей, наконец, джазовые композиции.
Кстати, о джазе. В этой области композитор уже много лет сотрудничает
с эстрадно-симфоническим оркест-ром под управлением Олега Лундстрема. Этот
известный коллектив исполняет не только песни и композиции, написанные
Андреем Эшпаем специально для джазовых музыкантов. Оркестр Лундстрема играет
и музыку Эшпая к кинофильмам, делая собственные переложения.
… для трубы
С 1979 года Андрей Яковлевич – почетный член Общества Ференца Листа
в США. В Америке сейчас начат выпуск десятитомной антологии музыки Андрея
Эшпая в грамзаписи. В Чебоксары композитор привез четыре уже вышедших компакт-диска.
Вместе со своей книгой, где собраны размышления “о времени и о себе”, он
вручил их чувашскому музыковеду Виктору Илюхину, с которым уже много лет
поддерживает самые дружеские отношения.
Встретившись на причале, старые друзья обнялись. Когда Эшпай спросил
Илюхина о здоровье, Юрий Александрович ответил:
— Да я не такой уж старый, только на три месяца старше вас…
… Когда я готовилась к этой встрече, в одном интервью, посвященном 75-летию
Андрея Эшпая, наткнулась на фразу, сказанную им по случаю своего юбилея:
“Я никогда не буду стариком! Мне — 75 и мне — 19”.
“А на сколько лет себя чувствует Эшпай сейчас, в свои 80?” — подумала
я и решила задать этот вопрос композитору.
Услышав про 75 и 80, Андрей Яковлевич не дал мне даже договорить:
— Какие страшные цифры вы называете! Мне — 19 и точка!
А потом процитировал кого-то из великих (он вообще сыпал цитатами —
как на этой встрече, так и тогда, 25 лет назад):
— “Главное несчастье человека в том, что он не стареет”…
И еще одна мысль, произнесенная композитором, запала мне в душу: "Всю
жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это — наша
жизнь”.
О.Резюкова
|