Речь: Двенадцать Эпанаевых в Египте
25.10.05
Годовщину Октябрьской революции Игорь Эпанаев встретилв красной
футболке на Красном море с бокалом красного вина в руке «Жизнь моя хорошая,
потому что Гоша я».
Череповецкий
поэт, изобретатель собственного слога, рифмоплет в лучшем понимании этого
слова, идеолог творческого «Союза слона» вернулся на днях из Египта, где
неделю катался на верблюдах и катерах, пытался погружаться в море и брал
со шведского стола все, что заблагорассудится. О том, как могло произойти,
чтобы простой поэт, «держатель» двух кружков во Дворце детского творчества,
оказался по ту сторону Средиземного моря, по ту сторону человеческого благосостояния
в номере за 1000 долларов с горничнымимужчинами, коридорнымиарабами,
кланяющимся швейцаром и бассейном, нам рассказал сам Игорь, загоревший
до цвета моего отполированного стола. Как выяснилось, во всем виноват брат.
Что делал Слон,когда пришел Наполеон.
В семье Эпанаевых есть несколько версий происхождения фамилии, которую
по отношению к непредсказуемому и «эпатажному» Гоше зачастую считают псевдонимом.
Версия первая, историкоромантическая.Фамильный корень на Русь привез в
1812 году приспешник Наполеона Эпан, по родуплемени француз. После поражения
«карликового корсиканца» остался в русском плену, ассимилировался и женился
на русской княжне. Версия вторая, сталинскорепрессивная и самая вероятная.
Дед Игоря и, похоже, первый Эпанаев в роду, при Сталине был директором
школы и носил фамилию Панаев. Когда им заинтересовалось ГПУ, семья была
вынуждена бежать в Сибирь, а чтобы окончательно замести следы, прибавили
в паспорте буковку «Э». Есть и еще версия, чисто национального свойства.
Упомянутый дед родился марийцем, а в тайны происхождения фамилий этого
народа так просто не проникнешь. Ясно одно: других Эпанаевых, посторонних
для Игоря и его матери, не то что в Череповце, но и России, похоже, нет.
«Наткнулся на одного в Интернете, так и тот вроде бы родственник», — говорит
наш носитель редкой фамилии.
Эпанаевы всех стран.
Это я к тому трясу генеалогическое древо Эпанаевых, что разбросало отпрысков
по всей стране от Алтая через Пермь до СанктПетербурга. В Череповце, куда
отца Игоря, химика по специальности, много лет назад позвали работать на
химзавод главным механиком, ныне живет Игорь с матерью. Раз в год семья
собирается вместе, не вся, но кто сможет. «Лысую гору» для слета выбирают
путем телефонного голосования. Несколько раз съезжались на Алтай, где в
Бийске живет брат Евгений. Профессия его — строительство, причем специализируется
не на чемнибудь, а на возведении банков. Доходы, сами понимаете, не наши
с вами. В прошлом году Евгений Эпанаев пригласил семью в Италию — дома
у когонибудь собираться хлопотно, надоело, да и как разместить такую ораву.
Только в гостинице. Замену раскладушкам, спанью вчетвером на кушетке и
семерым по лавкам нашли в виде отдельных номеров пятизвездочных отелей
и лазурных пляжей. В Италию Игорь не попал, а в Египет ехать согласился.
Расходы взял на себя брат. Летели из СанктПетербурга, куртку череповчанин
оставил у сестры, а в пиджаке на взлетной полосе в Пулкове закоченел так,
что к бедуинам захотелось еще больше. Зато через пять часов в Египте пиджак
пришлось снять и им обмахиваться. Африка, какникак.
Гоша — и в Африке Гоша.
Багаж Эпанаевапоэта составляли одежда, фотоаппаратура, чтобы было что
вспомнить, и несколько поэтических сборников: собственных и друзей. Плюс
неизменные журналы «Окраина» и «Нахаленок», которые берет всегда и везде.
Книжку стихов Эпанаева получил в подарок сам Ален Делон, с передачей помог
знакомый операторчереповчанин с Первого канала. В гостинице, где жил,
наткнулся на полочку с книгами. Вокруг никого, бери и не возвращай. Ничего
оттуда Игорь не взял, а даже свое положил. «На следующий день ни «Нахаленка»,
ни «Окраины» не было. Наверное, взяли почитать», — комментирует он.
В Египте собралось 12 человек Эпанаевых — две сестры и два брата плюс
их дети, мужья и жены. Арабы поражались патриархальности русских. Одна
из сестер говорит на пяти языках и слышала от местных: вайвай, обычно
или муж, или жена к нам приезжает, а тут такая большая семья. Русских в
Хургаде отдыхает так много, что даже тамошние мальчишки лопочут на русскоарабском
сленге. Почемуто маты и прочие непристойности иностранцами, как биойогурт,
усваиваются гладко, зато выходят плохо. О русских туристах мнение — как
о финнах в Петербурге: приезжают, отрываются, напиваются, иногда чего и
поломают слегка. Когда самолет на Россию начинает заполняться пассажирами,
местные чуть не ставки на тотализаторе делают: интересно, а сегодня хоть
одного пьяного русского полиция с самолета снимет? «В нашем отеле этого
не было», — говорит Игорь. Шведский стол, пятьдесят разных блюд, спиртного
большой выбор. При этом никто им не злоупотребляет. И самому идеологу «Союза
слона», который привычки проносить мимо рта не имеет, собственное нутро
явственно вещало: «бокал красного вина за обедом, больше не принимаю».
Над загадкой Эпанаев бился недолго: «Там я понял, что чем у человека больше
возможностей, чем он богаче, тем он умереннее этим пользуется».
Купаться в Ниле нельзя.
Итак, что делали. Самым грандиозным путешествием семьи был выезд в Луксор
(бывшие Фивы) с его самым большим храмом в мире. Запомнились прогулки на
катере, с которого все погружались в море с аквалангом. Красный день календаря,
7 ноября, Эпанаев отметил в Красном море, облаченный в красную футболку
с бокалом красного вина в руке. Побывали и на знаменитом Ниле, который,
как и при Клеопатре, генеральная артерия страны. Пить из Нила официально
разрешено местным минздравом, наверное, потому, что купаться как раз запрещено.
«Видом он в том месте, где мы были, не шире нашей Шексны. Набрал воды из
Нила в бутылку. Привез домой, стоит у меня на подоконнике. Ну полил цветы,
больше не знаю, чего с ней делать», — рассказывает Гоша.
О египетском народе впечатление у Игоря сложилось неоднозначное. Люди
они непьющие, что похвально, работящие, что завидно, и в большинстве своем
не просто бедные, а нищие, что вызывает сочувствие. Все эти три качества
выработали у них особого рода навязчивость — завидя туриста, моментально
окружают его предложениями: сувениры, такси в любой район города. Шагу
не ступить. Женщины там принципиально сидят дома с детьми и управляются
по хозяйству. Вида они непонятного, ибо 90 % их естества скрыто под одеянием.
По улицам бродят отряды военных — остаток от прежней войны — и ослы. По
вечерам на улицу выходить боязно.
«Укуси меня, цеце,я живу в Череповце».
На этой неделе Игорь Эпанаев вернулся домой. Впечатлений от первого
посещения заграницы море, но друзья его почемуто не очень и слушают. «Вот
с Алтая когда приехал, интересовались гораздо больше — как там, да что
там. А в Египте… Что в Египте? Египтом у нас никого не удивишь». На следующий
год семья собирается встретиться в Черногории, брат там будет строить очередной
банк. А стихи о Египте у Эпанаева пока не пишутся. Говорит, надо все переварить,
отфильтровать, подумать. Может быть, впервые изпод пера хохмача и стебщика
появится чтото лирическое. О море, например.
Сергей Виноградов
Газета «Речь» №222(21642) 25.11.2005
Источник: ВОБЛА.RU
|