Начало / Статьи / Политика /

В национальных регионах России ограничиваются свобода слова и права коренных народов
11.05.05

В национальных регионах России грубым образом нарушаются права человека на свободное выражение своих убеждений и получение информации, а также права коренных народов этих регионов.

В последнее время на фоне общего ухудшения ситуации с демократией в Российской Федерации, все большую озабоченность стало вызывать положение четвертой власти – средств массовой информации. Российская власть продолжает планомерно ставить под свой контроль информационные ресурсы и активно вторгаться в механизмы формирования общественного мнения гражданским обществом.

Назначение бывшего главного редактора информационного агентства REGNUM Модеста Колерова на пост начальника управления Администрации Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами приходится оценивать как усиление фронта пропагандистской работы, направленной на продолжение советской практики создания образа внешнего врага на уровне общественного мнения в рамках всей страны. Парадоксально то, что в продуктах агентства именно власти других постсоветских государств обвиняются в ущемлении свободы слова – в частности, в странах Балтии в связи с «национальным вопросом».1

Во внешней информационной политике Кремлю приходится сталкиваться с равными по силе соперниками, которые вынуждают его по крайней мере придерживаться рамок международно-правовых аргументов и этикета международной политики. В сфере внутренней политики, пользуясь прикрытием суверенитета, российские власти гораздо менее разборчивы в выборе средств давления на общество. В арсенале власти имеются различные механизмы, начиная от новоизобретенных «зачисток» и заканчивая испытанными методами советского «телефонного права».

С течением времени используемые методы становятся все более жесткими. Если в перестроечные времена в ответ на любое общественное начинание, требующее государственной поддержки, можно было сказать, что в связи с кризисом нет денег, то сегодня экономическая ситуация в стране, в частности в связи с ростом цен на нефть, более благоприятна. Но по-прежнему, если неугодную газету еще нельзя запретить административным решением, то ее всегда можно задушить бюрократически и экономически.

Ограничительными методами пользуются как федеральные, так и региональные власти. Причем притеснения на региональном уровне происходят с молчаливого одобрения и даже поощрения центра. Ситуация на уровне субъектов федерации имеет свои особенности. До сих пор демократическим оппозиционным изданиям удавалось обходить административный прессинг и печататься в соседних регионах. Но теперь власти соседствующих регионов наладили «взаимовыгодное сотрудничество» и отказываются печатать оппозиционные издания соседей. А перспектива укрупнения регионов положит конец последней возможности хоть каким-то образом озвучивать альтернативное мнение.

Попытаемся продемонстрировать, каким образом работают эти механизмы, на примере регионов, которые внимание широкой публики обычно обходит стороной. Ситуация в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике, однако, стала сегодня известна даже за пределами России в связи с ограничениями свободы слова, других прав и свобод. Анализ ситуации в этих регионах интересен еще и тем, что это национальные республики. Титульные нации в этих республиках составляют ныне национальное меньшинство. К тому же, по свидетельству директора Института этнологии и антропологии РАН В. Тишкова, нельзя сказать, что представители титульной национальности находятся там у власти. В политической сфере и органах государственной власти титульные нации недостаточно представлены.2

Так, например, в Удмуртии из ста депутатов Государственного Совета только шестеро представляют титульную национальность, при том, что удмурты и бесермяне составляют 30% населения республики. А в правительстве Марий Эл на данный момент осталось только двое марийцев, хотя марийцы составляют в республике 43%. С молчаливого согласия федеральных властей, в первую очередь полпреда президента России в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко нынешний президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов продолжает политику притеснения коренного народа, в том числе планомерно увольняя марийцев с руководящих постов. Причем неугодных увольняют не только из правительства, но и из районных и местных администраций.3

Таким образом, подвергая репрессиям оппозиционные средства массовой информации, власть тем самым нарушает и права национальные меньшинств, перекрывая последний альтернативный канал представительства интересов коренных народов.

Республика Марий Эл

Свобода слова в Республике Марий Эл фактически отсутствует. Основными источниками информации являются государственные, полностью находящиеся под контролем администрации президента Марий Эл Леонида Маркелова, который в знак признания таких достижений получил недавно орден от президента России. Маркелов на встрече с представителями марийских средств информации 22 февраля 2002 г. заявил: «Как я могу допустить, чтобы государственные издательства печатали антипрезидентские газеты?».

Представители администрации президента и прокуратуры республики используют «телефонное право» для того, чтобы снимать критические публикации в свой адрес, угрожают газетам закрытием либо лишением их бюджетного финансирования, от которого практически все республиканские издания в той или иной степени зависят.4

Негосударственные средства массовой информации в течение последних пяти лет разными способами изгонялись из государственных типографий. Так, издательство «Периодика Марий Эл» увеличило прейскурантные расценки для негосударственных изданий вчетверо по сравнению с государственными. Кроме того, у этих изданий образовались долги перед типографией из-за того, что редакции заранее не были проинформированы об увеличении расценок. Характерно, что издательства нередко осуществляли цензуру негосударственных изданий. По словам уволенного директора типографии Марийского полиграфического издательского комбината Александра Соловьева, сверстанные газетные полосы снимались после соответствующих телефонных звонков из администрации президента Марий Эл.5

Подавляющее большинство негосударственных марийских изданий не имеет возможности печататься на территории республики, формальная отговорка со стороны типографий – не хватает мощностей, реальная же причина – существует негласный запрет со стороны властей.

Если раньше оппозиционные газеты печатались в соседних регионах, в основном в Яранске Кировской области, то теперь, после того как Комитет по информационной политике Госдумы возглавил Валерий Комиссаров, типографии соседних регионов тоже начали отказывать в услугах независимым газетам Марий Эл. Валерий Комиссаров – депутат Госдумы от Республики Марий Эл и был избран благодаря личной поддержке Леонида Маркелова и использованию мощного местного административного ресурса.

Так, например, оппозиционная газета «Добрые соседи» в этом году выпустила только три номера. Последний номер вышел 22 апреля. Причем главный редактор не привел в печатных данных названия типографии, боясь потерять последнюю возможность печатать газету.

Из-за цензуры средств массовой информации падает тираж национальных газет. Тираж самой крупной марийскоязычной газеты «Марий Эл» с 11 тыс. в 2000 г. упал до 6,5 тыс. в 2005 г. Даже новость об избиении председателя Всемарийского совета Владимира Козлова в начале февраля 2005 г. была снята в этой газете по звонку сверху. Сообщение было совершенно нейтральным, в нем не говорилось о том, что нападение, возможно, связано с профессиональной деятельностью В.Козлова. Следует напомнить, что Председатель Всемарийского совета избирается Съездом народа мари, а газета «Марий Эл» называет себя «газетой марийского народа».

Удмуртская Республика

Не лучшим образом обстоят дела со свободой слова в другой финно-угорской республике – Удмуртии. Еще летом прошлого года было закрыто одно из немногих альтернативных изданий – газета «АИФ в Удмуртии». В погоне за сенсацией эта газета осмелилась опубликовать неугодные власти материалы, за что и поплатилась.

Как отмечает «Новая газета» (11.04.2005)6, в Удмуртии началась очередная волна преследования единственной на сегодняшний день оппозиционной газеты и информационного агентства «День». Все остальные периодические издания уже находятся под контролем республиканских властей.

В свое время Ижевский полиграфический комбинат отказался печатать газету «День» в столице Удмуртии Ижевске. Так что во время предыдущей предвыборной кампании газета печаталась в Кирове, а последние три месяца – в Перми. Какое-то время редакция даже была законспирирована: формально арендовали офис, а редакция работала на арендуемой частной двухкомнатной квартире.

Причиной последней атаки со стороны властей на газету «День» было освещение митингов против «монетизации льгот», происходивших и в других городах России. Кроме того, митингующие требовали также отставки президента Удмуртии Александра Волкова.

В результате организация «Информпечать» уведомила «День» в том, что отказывается распространять газету в сети уличных киосков (по сообщению «Новой газеты»). Почти одновременно с этим неизвестные лица дважды побили кирпичами окна в редакции, а затем в подъезде здания перерезали кабель, лишив газету возможности оперативно освещать на сайте 5-тысячный митинг протеста в Ижевске.

Этим санкции не ограничились. Председатель правительства Удмуртии Юрий Питкевич лично обзванивал крупных рекламодателей и партнеров газеты, в том числе и за пределами республики, запрещая им давать в «Дне» рекламу, пишет «Новая газета». Вероятно, он недооценил последствия таких звонков.

В связи с этими звонками главный редактор газеты «День» Сергей Щукин написал заявление в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по факту воспрепятствования законной профессиональной журналистской деятельности.7 Однако вряд ли это дело, как и многие другие, будет справедливо разрешено в суде.

Самым недавним посягательством на свободу слова в Удмуртии стал погром 4-го мая в редакции еще одной оппозиционной газеты - «Либеральная Удмуртия». В результате была уничтожена практически вся техника газеты. Как и в других подобных случаях, преступники остаются неизвестными. Их целью вновь была не кража имущества, а его уничтожение. После такого погрома газета, видимо, будет вынуждена надолго прекратить свою деятельность. Наиболее вероятной причиной этой акции является активное освещение «Либеральной Удмуртией» митингов протеста против монетизации льгот.

Нарушение прав национальных меньшинств

Российская Федерация присоединилась к международным документам по правам человека, согласно которым она обязалась обеспечивать, в частности, свободу слова и права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Каким же образом получается, что при происходящих систематически нарушениях до сих пор нет ни одного решения международного суда?

Истцы зачастую выигрывают процессы уже на уровне низших инстанций судебной системы, но в таком случае власти применяют тактику бюрократического и экономического воздействия, и газеты вынуждены прекращать свою деятельность. В результате до международных инстанций такие дела просто не доходят. Так государственной машине до сих пор удавалось успешно блокировать судебные процессы неправовыми методами.

Как уже было отмечено, преследуя прессу, власти нарушают, в частности, права принадлежащих к национальным меньшинствам лиц на использование родного языка в средствах массовой информации и на получение информации на родном языке. Однако такие нарушения не ограничиваются информационной сферой. Подобным образом дело обстоит и в других сферах общественной жизни.

В области национального телерадиовещания значительно ухудшила ситуацию реорганизация Гостелерадиокомпании России. Так, в этом году резко сократился объем теле- и радиопередач на марийском языке. Телепередач на марийском языке осталось около 3 ч. в неделю, а на местном радио из 11 часов в неделю лишь 2 часа выделены передачам на марийском.8 В эфирном вещании на Удмуртском республиканском радио по сравнению с прошлым годом количество радиочасов сократилось в 6 раз, а на местном телевидении на 34-м канале – в 4 раза, пишет газета «Пермские соседи». Это значит, что в последнее время с местных каналов практически полностью исчезли программы на удмуртском языке.9

В области национальной школы непоправимый удар был нанесен Удмуртской национальной гимназии имени Кузебая Герда. Несмотря на пикеты и голодовки, ее, по сути, ликвидировали, а детей перевели частично в другие школы, частично в детский сад.10 Одна из школ, находящаяся на краю города, формально получила название гимназии. На практике же вновь прибывшие школьники составляют ничтожную часть всех детей бывшей национальной гимназии. Таким образом, накопленный опыт преподавания в национальной школе утерян безвозвратно.

В Республике Марий Эл ликвидируется единственное музыкальное училище, носящее имя первого марийского профессионального композитора Ивана Палантая и являющееся символом марийской культуры. В результате этих преобразований марийская культура может остаться без профессиональных композиторов и музыкантов, поскольку в цепочке подготовки профессиональных музыкальных кадров «музыкальная школа – училище – консерватория» выпадает среднее звено. Колледж культуры, к которому училище намереваются присоединить, по своему статусу и профессиональному уровню стоит намного ниже.

Марийский государственный педагогический институт – учебное заведение, которое готовит кадры для национальных школ, в том числе преподавателей марийского языка и литературы, и занимается вопросами методики преподавания и этнопедагогики, – присоединяют к стандартному для провинции университету академического профиля. Данное преобразование говорит о том, что власти и впредь собираются продолжать политику сокращения преподавания марийского языка и литературы в школах Марий Эл.

Причина уничтожения этих учебных заведений состоит, судя по всему, в том, что под видом их реорганизации наносится очередной удар системе национального образования, а также сводятся счеты со слишком самостоятельными руководителями-марийцами этих учебных заведений Раисой Яшметовой (Музыкальное училище им. Палантая) и Валерианом Егоровым (Педагогический институт). В.Егоров, очевидно, не угодил тем, что во время последних выборов президента республики «осмелился» поддержать оппозиционного кандидата – марийца Михаила Долгова.

В области театрального искусства жителям республики еще памятна история Марийского национального театра имени Шкетана, когда в результате такой же «реорганизации» и даже формальной ликвидации марийских театров власти избавились в 2001 г. от неудобных директора театра Виктора Николаева и главного режиссера Василия Пектеева. В Удмуртии, вместо того, чтобы построить обещанное в период предвыборной кампании здание для Удмуртского национального театра, который уже год ютится в пристройке, республика строит дворец президента, цирк и зоопарк. Местная печать прокомментировала это так: «Вот и живем без театра в «зоопарке народов»».11

Заключение

Государственная информационная политика, проводимая в Российской Федерации и в центре, и на местах, не является чем-то случайным, издержкой несовершенства системы. Это целенаправленная комплексная деятельность, согласованная с другими видами политики и в первую очередь с государственной национальной политикой. Общий вектор усилий направлен на реставрацию управляемой сверху централизованной системы. Выбранные для данной цели методы – это, как и при советском режиме, ограничение демократии и, судя по непрекращающемуся ущемлению языковых и культурных прав, «сплочение» многонациональной страны путем ассимиляции ее народов.

Проводя указанную политику, российские власти ограничивают право нерусских народов Российской Федерации на свободный выбор своего экономического, социального и культурного развития. Такая политика является нарушением статей 1, 19 и 26 Всеобщей Декларации Прав Человека, статей 1 и 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Эстонский Институт Прав Человека

Таллинн, Эстония
Май 2005 г.
——————

1 МИД России: Латвия не соблюдает ни права человека, ни свободу слова, http://www.regnum.ru/news/439597.html
2 Тишков В. А. Этничность и политика. М.: Наука. 2001. С. 151
3 http://www.mari.ee/rus/soc/polit/sl.htm, http://www.mari.ee/rus/soc/polit/fakty.htm
4 Положение СМИ в республике Марий Эл. Отчет участников миссии Фонда защиты гласности о поездке в г. Йошкар-Олу (9–11 декабря 2002 г.). http://www.gdf.ru/arh/file019.shtml
5 Там же.
6 «Новая газета» № 26 от 11.04.2005 г. http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/26n/n26n-s07.shtml
7 Мы переживем этот беспредел: главный редактор «Дня» Сергей Щукин о газете и власти, «День» № 15 от 14 апреля 2005 г. http://dayudm.ru/article.php?id=3080
8 Данные неофициальные. Несмотря на многочисленные запросы об объеме теле- и радиопередач на марийском, ни ГТРК Марий Эл, ни Министерство культуры, печати и по делам национальностей точных цифр не предоставляют.
9  «Пермские соседи» 22.03.2005 г. http://www.alpha.perm.ru/sosedi/news0.php?n=1684
10 Подробнее см.: Гордиев узел: Удмуртская национальная гимназия глазами родителей и чиновников, «День» № 13 от 31 марта 2005 г. http://dayudm.ru/article.php?id=3046
11 Зоопарк российско-удмурдской дружбы: Президенту Удмурдии Сан Санычу, «День» № 12 от 24 марта 2005 г. http://dayudm.ru/article.php?id=3038
 

Начало / Статьи / Татарстан /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz