Начало / Статьи / Политика /  

Марийское телевидение об эстонской этнографической экспедиции
29.07.05

Марийское телевидение разродилось сюжетом по поводу эстонской этнографической экспедиции, похоже, в республике новая болезнь - шпиономания. Предлагаем расшифровку репортажа.

Экспедиция Эстонской художественное академии в Марий Эл: версия Марийского телевидения Ирина Ильдюкова, Олег Третьяков, ГТРК "Марий Эл", программа "Вести +", 28.07.05

Ирина Ильдюкова: История пребывания эстонской экспедиции в Марий Эл оказалась весьма непростой. Начнем с того, что научная экспедиция Эстонкой художественной академии в составе 22 человек прибыла в Чувашский государственный институт гуманитарных наук 11 июля. Глава администрации Горномарийского района Леонид Кубеков говорит, что появление иностранной группы в Козьмодемьянске 21 июля стало полной неожиданностью. Позвонили исполняющему обязанности ректора института.

Леонид Кубеков: Позвонил Харитоновой Валентине Георгиевне, что так не делается. Без оповещения к нам приезжает иностранная делегация, просит несмотря на вечер, чтобы их разместили. Но вот согласовав с ней, сказала, что 2если вы не готовы к приему делегации, то отправляйте ее обратно". Она позвонила руководителю эстонской делегации, они решили выехать обратно. Они попросили у нас содействия, чтобы мы им, смотря на вечернее время, поскольку у них не было транспортного средства, мы им предоставили автобус. Они на нашем автобусе уехали в Чебоксары.

Ирина Ильдюкова: Действительно, разместить 20 человек накануне "Бендериады" в Козьмодемьянске было сложновато. Но чувашская сторона была настойчивой, и по согласованию с Министерством культуры и районной администрацией в понедельник 25 июля студенты приехали в Горномари. Вечером с их участием на местном пляже произошел инцидент. Сторож рассказал нам, что пришла группа человек 7-8. Они выдернули 5 лавочек, сделали стол и расположились. Он сделал им замечание. Сергей Хлатин, охранник городского пляжа г. Козьмодемьянска: Принес лопату, около них воткнул. Ребята, говорю, если вы лавочки выдернули, будьте добры на место их поставить. Все. Они не отреагировали. Полная тишина, не разговаривали, ничего. Одна женщина что-то сказала. Я не понял даже, на каком языке, что сказала, я ничего не понял, а все, больше ни одного слова, ни одного звука.

Ирина Ильдюкова: Прибывший наряд милиции также сделал замечание.

Сергей Отмахов, заместитель начальника милиции общественной безопасности ОВД Горномарийского района: На что они отреагировали неадекватно. Некоторые женщины поснимали с себя купальные принадлежности, высказывали не очень корректные слова в отношении сотрудников милиции: "Мы граждане свободные, ходим, где хотим, и что хотим делаем". В таком духе. Ирина Ильдюкова: После того, как гости удалились с пляжа, сторожу пришлось самому вкопать лавочки на место. На следующий день экспедиция разделилась на три группы, которые разъехались в деревни Чаломкино, Парандайкино и Нижние Шалаболки. Как нам рассказали ребята их Чаломкино, такие экспедиции в разные страны у них бывают ежегодно.

Диана Аллас, аспирантка Эстонской художественной академии: Приехали 12 студентов, самые лучшие. Мы интересуемся этнографическими материалами, рисуем, делаем копии с фотографий и собираем песни народные. Материалы попадут в этнографический музей, разные фонды. Тогда люди, которые интересуется этими материалами, смогут использовать это исследование. Очень хороший материал для ученых.

Ирина Ильдюкова: Не все складывалось так гладко, как кажется на первый взгляд. Напомним, что по согласованию второй раз группа заехала в район, 25-го, в понедельник. 

Леонид Кубеков: в Воскресенье заехало четыре человека без согласования с нами. Находились в деревне Нижние Шалаболки, и плюс к тому же 19-го были также два человека, с 19 по 22 также без согласования с нами были два эстонца здесь на территории района.

Ирина Ильдюкова: Две женщины были совсем не студентки. Одна из них ректор этой самой Эстонской художественной академии, вторая - художница. Заехали они в Козьмодемьянск тоже без оповещения заранее.

Лидия Смирнова, директор ДК. им. Эшпая г. Козьмодемьянска: На вопрос наш, "почему мы не поставлены в известность?", они мне показали рабочий телефон Домрачева и его сотовый, адрес Министерства культуры. Это было все написано на листке на русском языке.

Ирина Ильдюкова: Гости задавали определенный ряд вопросов, как при социальном социологическом опросе.

Лидия Смирнова: Ваше отношение к тому, президенту, что у вас русский. Мы чувствуем вот при нынешнем президенте стабильность. Нас устраивает, он не дергает. Чувствуем спокойствие в республике. Поскольку у нас были и мари, сейчас русские, мы не чувствуем разницу от национальности, какой национальности у нас стоит руководитель во главе республики.

Ирина Ильдюкова: На следующий день гости попросили отправить их в деревню Юлъялы, где тоже расспрашивали жителей.

Герман Ярунов, учитель деревни: Их мало интересует фольклор, почти не интересует. Картины тоже. Мы им предлагали, у меня свояк - художник, Болтасов Николай Васильевич, он очень хороший художник. Мы предлагали экскурсию к ним. Но они аккуратно отказались, у нас, говорит, своя работа. Меня спросили: "Как отношусь к Владимиру Владимировичу Путину?" Про Маркелова не спросили, правда. Спрашивали насчет, какие отношения у нас сложились с людьми разных национальностей. Видимо, больше их интересовало межнациональные эти вот отношения. Я говорю, у нас такого деления нету. Потом, а кто, говорят, у вас в начальствах, в основном, наверное, русские? Я говорю, ничего подобного, у нас в районе, говорю, в начальствах сидят много марийцев. Ничего подобного, говорю. Такого ущемления какого-то пока не вижу. Когда мы предложили сопровождать их по деревне, они любезно отказывались. Нет-нет говорят, мы сами, одни, никаких сопровождений. Интервью они брали, вот именно никто не должен был присутствовать. Вот что интересно.

Роберт Кашутин, мастер по гуслям, житель деревни: Я им показывал свою работу, гусли, картины, говорил, сестра нарисовала. Но я почувствовал, что у них никакого интереса к этому делу нету. Вот это я почувствовал прямо в душе как-то. Хотя сами, как они представились, они художники.

Ирина Ильдюкова: Для иностранных граждан действуют определенные правила их пребывания в Российской Федерации.

Андрей Назаров, начальник паспортно-визовой службы МВД РМЭ:  они обязаны в течение трех рабочих дней зарегистрироваться о пребывании через приглашающие организации или лично в органах внутренних дел, конкретно в паспортно-визовой службе.

Ирина Ильдюкова:  Эти две женщины через два дня уехали из республики, и больше их здесь не видели. Зарегистрировались в паспортно-визовой службе сегодня только 10 человек. Четверо студентов, которые заехали раньше заявленного, то есть, в воскресенье, в Нижние Шалаболки привлечены к административной ответственности с наложением административного штрафа в тысячу рублей на каждого за нарушение правил пребывания. Сегодня эта группа уехала в Чебоксары. Остальные отъехали раньше. Завтра заканчивается срок действиях их визы, и вся экспедиция должна отбыть на родину в Эстонию.

Михаил Васютин, министр культуры и по делам национальностей РМЭ: Мы принимали различные делегации, и программа пребывания тщательно обсуждалась. И такого, скажем, отступления никогда в нашей практике не было. А этот визит он необычный во всех отношениях. Принимающей стороной являются Чувашский гуманитарный институт, и переговоры с ними никто не вел.

Ирина Ильдюкова: Общеизвестно, что наша республика готовится к проведению большого научного форума - X Международного конгресса финно-угроведов, и не совсем понятны действия отдельных членов прошедшей эстонской экспедиции.

Независимый источник

Йошкар-Ола

© Все права защищены. Использование материалов только с разрешения редакции с обязательным указанием гиперссылки на MariUver.
 

Начало / Статьи / Политика /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz