На трибуну предстоящего съезда общественного движения "Ассоциация финноугорских
народов России"
10.10.05
Защитим федеративное устройство России!
Конституция 1993 г., казалось бы, окончательно закрепила существующее
федеративное устройство России. Тем не менее, "точка возврата" к унитарному
государству всё ещё не пройдена. В обществе и среди политической элиты
в силу разных причин, в т.ч. возрождения имперского духа, преобладания
технократического мышления в виде экономического детерминизма, а также
определённой непросвещённости и правового нигилизма, нарастают настроения
и количество сторонников, не исключая ряды "единороссов" либеральных демократов,
ратующих за усиление централизованного начала и восстановление унитаристской
модели развития России. При этом главным водоразделом между двумя концептуальными
подходами является разрешение "национального вопроса", предполагающее,
в случае торжества унитаризма, постепенную ликвидацию национальных республик
и автономных округов.
Примеров явного и скрытого наступления на федеративное устройство государства
предостаточно. И здесь наиболее активно усердствуют Н. Михалков со своим
фондом культуры, российское казачество и, особенно, Русская православная
церковь, методично инициирующая реставрацию дооктябрьского прошлого в виде
причисления Николая II к лику святых, перезахоронения останков Деникина
и других царских генералов, установления сомнительного праздника - 4 ноября
с целью искоренения из общественного сознания пролетарской революции 1917
г., подавая её, не более как смуту и фактически возвращая нас (под предлогом
изгнания из Москвы Лжедмитрия и поляков ополченцами К. Минина и Д. Пожарского
к временам принятия Царского Уложения 1612 г.) к истокам романовской династии.
В бытность действующим сотрудником 5 Управления КГБ СССР мне пришлось
присутствовать на международной научной конференции (октябрь 1987 г., Одесса),
посвящённой 70-летию Великого Октября, на которую тогда прибыл весь цвет
мировой исторической нации, включая самых махровых антисоветчиков. Однако
даже и те согласились с Итоговым документом форума, затвердившим всемирно-историческое
значение данного поворотного события в жизни человечества. Именно благодаря
ему национальные окраины, в т.ч. и российские финноугры, оформились в полноценные
нации, получили в рамках федеративного устройства национально-государственное
и национально-территориальные образования, достигнув наивысших в своей
истории результатов в хозяйственной, научной, общественной и культурной
сферах развития.
Как следует заметить, и сама нынешняя власть в лице высших исполнительных
и законодательных органов постоянно балансирует между федерализмом и унитаризмом
как вариантами государственного устройства, допуская при этом поспешность,
противоречивость, непоследовательность действий. Более того, под давлением
обстоятельств и, пытаясь сохранить управляемость и стабильность, она нередко
идёт на беспринципные уступки, что на короткий срок как бы снимает напряжённость,
но на деле ведёт к углублению противоречий, подрывающих в конечном итоге
устои федеративного государства.
По мнению известного специалиста в области теории и практики национального
строительства В. А. Михайлова, "если общество и руководство страны усомнятся
в живительной силе федерализма как основы исторически сложившегося полиэтнического
государства, то Росси не избежать серьёзных потрясений".
Далее, он считает, что когда-то "русский этнос, расширяя своё территориальное
самоопределение мирными и не мирными средствами, оформлял российскую государственность
совместно с проживающими на своих исконных территориях другими этносами,
вовлекая их нередко через разрушение устоявшихся форм хозяйственной и общественной
жизни в общую страну - Россию. По этой причине исторически государствообразующими
являются все коренные народы России, что нисколько не умаляет первенствующую
роль русского народа в формировании Российского государства и ставит его
сегодня в почётный ряд правового равенства с каждым другим народом независимо
от его численности."
То есть, когда мы говорим о России как о полиэтнической стране, скажем,
в отличие от многоэтнической Франции, то речь не идёт о процентном соотношении
русских и, к примеру, марийцев, удмуртов и других коренных народов России.
Суть вопроса - в первооснове их непосредственного участия в образовании
России.
И сегодня, когда под предлогом административной и экономической целесообразности
всё активнее раздаются голоса в пользу укрупнения или даже создания абсолютно
новых субъектов Федерации, в том числе посредством поглощения существующих
республик и автономных округов, дарованных когда-то коренным народам советской
властью, то можно, к сожалению, уже свидетельствовать об очередном витке
наступления на федерализм, федеративное устройство и в целом на Конституцию
страны. Запущенная вопреки Основному закону реформа, практически лишающая
титульные народы права субъектности, больно ударяет по их этническим корням
и рано или поздно резко обострит "национальный вопрос", так как непродуманные
и непросчитанные по последствиям подобные эксперименты смертельно опасны.
К тому же, они не служат и интересам строительства гражданского общества,
предполагающего воспитание чувства сопричастности и ответственности людей
за своё Отечество, а значит, и активности, сознательности его граждан при
принятии судьбоносных решений. Они ещё более усугубят и так уже не простую
обстановку, поскольку, скажем, в действующей Конституции нет даже терминологического
упоминания о национально-государственных и национально-территориальных
образованиях как таковых. А, во-вторых, в ряде регионов, формально обозначенных
как республика, автономный округ, особенно там, где проживают представители
финноугров, произошло очевидное отлучение титульных народов от полноформатного
участия в федеративном строительстве. Ярким подтверждением служит фактическое
недоверие марийцам самим представлять интересы Марий Эл в Совете Федерации
и Госдуме, где власть и приближенная к ней партия "Единая Россия" пренебрегли
потенциалом управленческих возможностей коренного народа в пользу москвичей
А. Торшина, Н. Дементьевой, В. Комисарова.
То же можно сегодня сказать и о хантах, манси, коми-пермяках и т.д.
При нынешней конституции РФ их автономия по сути своей ущербна. В отличие
от советской модели она далеко не решает всего комплекса национальных,
этнокультурных проблем. Отстранённость коренных малочисленных народов от
общественно-политической и административно-хозяйственной деятельности всё
более становится повседневной нормой.
Автономный округ как статусное название скорее всего начинает выступать
лишь в качестве некоего бренда. И надеяться на то, что газовые и нефтяные
монополии проявят особое усердие в плане забот о коренных этносах на исконных
территориях их проживания в условиях современного капитализма - это более
чем иллюзия.
Безусловно, вопросы федерализма требуют своего постоянного переосмысления,
учёта складывающихся реалий. Они сложны, многогранны и в немалой степени
зависят от этнополитического, социально-экономического состояния общества.
Всё это так. Но основополагающим принципом должно сохраняться соблюдение
действующей Конституции, пусть и оформленной с большими издержками и нарушениями
в угоду "политической коньюктуры и целесообразности" в расстрельном 1993
г. Приносить её в жертву сиюминутным интересам правящей элиты, смотреть
сквозь пальцы на набирающий силу процесс нарастания унитаристских тенденций,
в т.ч. с целью удлинения президентского срока - всё это не служит торжеству
демократии, федерализма.
Да, в настоящем Уголовном кодексе РФ нет в чистом виде статьи о посягательстве
на основы конституционного строя в форме попыток удержания власти. Противоправными
считаются только те действия, которые предполагают насильственный характер.
Тем не менее, мы сегодня имеем налицо признаки, разрушающие федеративное
устройство и сужающие демократические начала конституционного строя России.
Причём, они стимулируются не многонациональным народом как источником власти
и единственным носителем суверенитета РФ, а, прежде всего, классом имущих,
чиновничье-бюрократическим сословием, испытывающими страх перед неизвестным
своим будущим и достигшими высшей степени корпоративного эгоизма. И попытки
определённых "верхов" перевести стрелку в поисках внутренних врагов с Кавказа
на "бедных и сирых" финноугров, всей своей природной ментальностью верноподданных
Российскому государству, свидетельствует о серьёзном кризисе проводимой
национальной и региональной политики в стране. Современная история уже
знает эпоху, когда была вброшена в общество идея борьбы "панфинизмом",
выбившая из жизни первое поколение национальной интеллигенции финноугорских
народов. Ныне, вместо того, чтобы обратить хоть какое-то внимание на четвёртую
по численности населения этническую группу, федеральная власть проявляет
устойчивую глухоту к перспективам развития финноугорской нации.
"Любить и не обижать" следует не только татар, о чём, будучи в Казани
на юбилейных торжествах, говорил В. В. Путин, но и финноугров. Впрочем,
как и все другие большие и малые народы необъятной России. Таким образом,
чтобы федерализм мог успешно развиваться, необходимо, прежде всего, сохранять
незыблемость действующей Конституции. Иначе без принятия соответствующих
новым реалиям конституционных поправок, может случиться также, как и с
землями сельхозназначения, когда они кое-где задолго до принятия Земельного
кодекса явочным порядком вошли в оборот купли-продажи. То есть, внешние
атрибуты нашего федеративного устройства как бы будут сохраняться, а внутренняя
"начинка" уже видоизменится в пользу унитаристской модели государственности,
поскольку таков уровень политической культуры в обществе, насаждаемый правящей
элитой в интересах достижения легитимности нажитого капитала и своей власти.
Это уже станет очередным откатом в прошлое.
Думаю, национальным общественным движениям, организациям следует инициировать
разработку и проведение с участием Федерального Центра новой, адресной
региональной политики, используя наработки прежней, нереализованной программы
"Финноугры России", положив в основу задачи выравнивания уровня жизни населения
финноугорских регионов до сопоставимых показателей в целом по России.
Наконец, федерализм, федеративное устройство - это историческое завоевание
российских народов, включая и финноугров, продекларированное затем в Конституции
1993 г. Потерять его - значит лишиться перспективы развития. Однако такая
угроза наряду с другими вызовами сегодняшнего времени существует. И нам
всем не должна быть безразлична собственная судьба, ожидающая нас в будущем!
Юрий Ерофеев
г. Москва
|