Янош Пустаи: Все, что касается коренных народов – это политика
14.10.05
12 октября в Москве открылся съезд Ассоциации финно-угорских народов
России. В работе съезда участвует делегаты из более 30 регионов России.
Посланцам финно-угорских регионов предстоит выработать предложения к новой
концепции российской государственной национальной политики, учитывающие
как планомерное социально-экономическое развитие финно-угорских регионов,
так и национально- культурный контекст одного из крупнейших государствообразующих
этносов страны.
Взгляд
со стороны, как известно, часто бывает более объективным. Мы попросили
ответить на наши вопросы профессора кафедры уралистики Сомбатхейского педагогического
института Венгрии, члена Консультативного комитета Всемирного конгресса
финно-угорских народов Яноша Пустаи.
- Как Вы могли бы прокомментировать мнение некоторых политологов
о том, что общественным организациям финно-угорских народов России
следует «не заниматься политикой», а сосредоточиться на выполнении сервисных
функций в отношении представляемых ими народов?
- Прежде всего, что значит «не заниматься политикой»?
Насколько я знаю, одной из главных целей большинства российских общественных
финно-угорских организаций является сохранение самобытной культуры своих
народов. Сегодня же, учитывая гигантские темпы сокращения численности финно-угорского
населения, речь идет просто о сохранении, выживаемости народа как такового.
Поэтому все, что связано с коренными народами, это политика самого
высокого уровня. Как ученый-лингвист, я руководствуюсь в своих исследованиях
фактами. Красноречивость не влияет на суть наших исследований. К примеру,
право каждого народа на образование на родном языке. Он прописан в главном
законе РФ – Конституции РФ. Если он не выполняется - это уже политика.
Почему так важен язык? С одной стороны, это воспитание национальных
кадров, национальной интеллигенции. C другой, преподавание национального
титульного языка - это обеспечение взаимного двуязычия в национальных республиках.
Толерантность не может быть односторонней, это взаимный процесс.
Именно национально ориентированная интеллигенция способна достойно,
в одном ряду с русской, представить оригинальную культуру своего народа.
Гордость за свою культуру, за высокообразованных лидеров – представителей
титульного населения, в свою очередь, влияет и на выборы, как на местном,
так и на федеральном уровне. Вот как вопрос о языке выводит нас на чистую
политику. Не случайно, к примеру, в большинстве финно-угорских регионов
не представлены политики федерального уровня из числа представителей титульного
населения. Чтобы воспитать такие кадры, нужна соответствующая работа
уже в лоне семьи, где родится будущий политик. Затем эту эстафету подхватывают
дошкольные учреждения, школы, ВУЗы и все это должно проходить под патронажем
общества, заинтересованного в появлении достойных национальных кадров.
Если этого нет, общество справедливо указывает на отсутствие необходимых
условий. Это неотъемлемое право каждого народа, как бы ни расценивали это
явление политики различного ранга.
- Как один из членов Консультативного комитета Всемирного
Конгресса финно-угорских народов, что Вы можете сказать по поводу тех процессов,
которые происходят в российском финно-угорском мире за последние годы.
Какова их тенденция, что можно отметить как положительное и что – отрицательное?
- Несомненным положительным явлением я бы назвал то, что все финно-угорские
республики приняли Закон о языках. Прописана законодательная основа для
создания условий для развития финно-угорских языков в современных реалиях.
Но минус – то, что не везде эти законы выполняются. Во всех финно-угорских
республиках нет ни одного случая, когда применялись бы языки титульных
народов на уровне правительств, парламентов, на общественных форумах. В
некоторых республиках даже в столицах нет надписей на родных языках. То
есть формально эти языки есть, но делопроизводства нет нигде.
Особый случай с карельским языком, которому отказано в государственном
статусе из-за того, что он пишется на латинице. По моему мнению, ни один
политик не имеет права определять, на каком шрифте и как следует писать
народу.
Пока же остается констатировать явное засилье политических целей
над языковой культурой финно-угорских народов.
Еще один положительный фактор - это появление новых, современных учебников
для преподавания на родном языке. Новинки в области исторических исследований,
фундаментальные научные труды, посвященные традиционной религии финно-угорских
народов – еще один несомненный плюс последних лет. Мир только открывает
для себя целый пласт самобытной культуры финно-угорских народов и можно
только приветствовать то, что этот процесс взаимообразный.
Отрадно отметить, что финно-угорская молодежь не утеряла интереса
к собственной родной культуре. Совсем недавно я услышал мордовский рэп
и искренне порадовался этому. Важно, что под эту музыку танцевала не только
мордовская молодежь, но и их русские сверстники. Пусть они не понимали
языка, но они уже не вырастут антагонистами, противниками.
Культура народа должна проявляться во всем многообразии: от академических
трудов или фольклорных фестивалей до поп-культуры. Если ограничить
национальную культуру исключительно историческими рамками, обращенностью
к фольклорному наследию, согласитесь, ее потребителями будет достаточно
узкий круг людей. В этом отношении открытость – это залог развития.
- Повышение статуса финно-угорских языков, их престижности – об этом
говорят многие. Но что это такое применительно к сегодняшнему дню?
- Развитие языка может проходить только в соответствующих условиях.
И психологический настрой носителей языка – одно из главных.
Мы сами должны четко понимать, что наши языки – это, во-первых, красивые
языки, во-вторых, богатые языки, в-третьих, на этих языках можно выразить
все. Отсюда следует, что мы сами должны выступать и активно использовать
свой язык даже ради того, чтобы они звучали как можно чаще. Развивать язык
и литературно, и терминологически легче, когда мы будем понимать, для кого
и для чего мы это делаем.
Мне больно слышать, что видные деятели финно-угорского мира часто не
владеют родным языком, не умеют выражать на нем свои мысли, и, что еще
хуже, не практикуют использование родного языка в собственных семьях. Возникает
справедливое сомнение в их искренности, ведь нельзя не признавать, что
сохранение родной культуры должно начинаться, в первую очередь, с себя.
Мне хотелось бы выразить свою надежду, что проведение этого съезда будет
отмечено плодотворным обсуждением проблем российских финно-угров, а самое
главное, станет основой для их решения. Ведь это один из многочисленных
родственных этносов 25- миллионной семьи финно-угорских народов,
населяющих планету. Когда тяжело одному члену, страдает вся семья.
Елена Кузьмина
г. Москва
|