Чумбылат - человек, гора и божество
13.07.05
Раз
в три года у последователей традиционной веры марийского народа случается
это событие - мировое моление на горе Чумбылат в Кировской области. Здесь
на берегу Немды, по преданиям предков, похоронен великий черемисский князь,
в XI веке объединивший племена марийцев под свою защиту.
Когда Чумбылат умер, на месте его захоронения на высоком кургане соплеменники
сделали большую каменную насыпь и стали чтить предка как божество-защитника.
От насыпи остались лишь разбросанные огромные валуны: в XVIII веке по указанию
Казанской епархии могилу, где проходили языческие моления, взорвали.
Все марийские деревни в радиусе 20 километров были выселены. Но
веру людей так просто не уничтожить, они из года в год продолжают приходить
на взгорье, чтобы поклониться своему герою. Да и Немда, неширокая спокойная
речка, ведет себя здесь совсем по-иному, будто меняется ее характер. Течет
она бурно, сильно, разбиваясь на порогах в пенные валы.
В
нынешнем году 8 июля марийские язычники вновь собрались на мировое моление.
Перед отъездом из Йошкар-Олы люди с надеждой поглядывали на небо, закрытое
тяжелыми облаками. Путь предстоял неблизкий - около 150 верст, и часть
его - по грунтовой дороге, быстро раскисающей от дождя. Но погода
оказалась изменчива, как настроение богов, и солнышко выглянуло только
тогда, когда машины, надрывно преодолевавшие последние километры по грязи,
остановились неподалеку от места моления на опушке рощи.
Странно и таинственно это немного мрачное место. Здесь не говорят громко,
не ссорятся и не шумят. Вековой покой леса нарушает лишь шелест листвы
и пение птиц. Даже подготовка к молению, которая начинается загодя, не
избавляет, а лишь усиливает ощущение от огромной тишины.
Марийские язычники искренне верят в то, что на горе концентрируется
большое количество энергии. Само слово "Юмо" - Бог - содержит в себе составляющие
"ю", что значит "энергия" и "мо" - "кто, что". Человек, по марийской религиозной
философии, - это тело, душа и шарт, божественное начало, являющееся основой.
Язычник - не раб Божий, а часть Его. Марийские язычники поклоняются Большому
Белобогу, природе и ее стихиям - земле, воде, огню, воздуху. Национальные
герои, такие как Чумбылат, тоже могут быть отнесены к сомну божеств, но
это не пантеон в обычном его понимании. Это нечто слитное и неразделимое.
Традиционно
на молении божеству и силам природы приносятся жертвы. Мировое моление
отличается тем, что язычники жертвуют не только птицу, но и скот. Некоторые
старожилы вспоминают, что в голодные годы народ выживал за счет молений,
на которые официальные власти иногда просто закрывали глаза. В эти дни
люди если не сами ели досыта, то могли хотя бы накормить детей.
Марийская религия пережила много страшных для себя времен. Сейчас, по
сути, нет никаких запретов и гонений со стороны Православной церкви или
светского общества. Но страх, как говорит житель Новоторъяльского района
Аркадий
Данилов, не покидает людей до сих пор. В памяти его односельчан еще
остался 1932 год, когда половину жителей деревни увезли в
неизвестном направлении за то, что они не дали срубить и выкорчевать
священную рощу.
Священная роща - особое место, здесь нельзя причинить природе ни малейшего
ущерба. А вообще язычник, прежде чем срубить дерево, попросит у него прощения,
прежде, чем набрать воды, спросит разрешения у ручья. Сейчас в Марий Эл
около 300 рощ. Многие из них сразу бросаются в глаза - зеленые островки
в открытом поле, к которым протоптаны тропинки. Основная роль в обряде
отводится мужчинам. Но бывали и исключения. Когда мужчин не хватало, например,
в войну, в качестве карта-жреца могла выступить и женщина. Но при этом
перед ней обязательно должен стоять мальчик, или она просто надевала на
голову мужскую шапку.
С
каждым годом в молениях участвует все больше молодежи. Современные стрижки
и джинсы вполне уживаются с древнейшими обрядами. Молодым поручается подготовить
место для моления, а дальнейшее - дело жрецов и мужчин. Они варят на огне
жертвенное мясо. Так как на мировое моление собирается много людей, нынче
было около двухсот, то и посуда подбирается
соответствующая. Котлы настолько тяжелы, что поднять их можно только
втроем-вчетвером.
Жертвоприношение - обязательная часть обряда. Карты освящают жертвенную
пищу, и часть ее бросают в огонь, отдавая богам. Лишь после этого все остальные
могут приступить к трапезе. Традиционно для обряда пекутся марийские блины,
готовятся каша, национальные блюда из творога. Среди напитков - только
безалкогольные. Бытует мнение, что подвыпившему на моление приходить нельзя,
иначе этого человека ожидает несчастье. Слишком большое количество энергии
концентрируется в одном месте, и злая энергетика, в которую превращается
алкоголь, способна в дальнейшем даже убить его.
Вообще
с божественным началом шутки плохи. Природа язычества, его живучести и
силы, которую оно пробуждает, мало изучена. Поэтому даже те люди, у которых,
как считается, есть особый дар, пользуются им очень осторожно, не отступая
ни на шаг от наставлений, данных предками. Действительно ли существуют
черные и белые кондуны-язычники? Прямо о них никто не говорит, но любой
язычник скажет, что если попросить о чем-то природы, зная обряд, можно
добиться желаемого результата. Правда ли это, сказать трудно, однако,
и высшие руководители республики не стесняются обращаться за помощью к
хранителям традиционной марийской веры.
В нынешнем мировом молении, как обычно, участвовали жрецы со всего края.
Они молились за благополучие не только свое и пришедших, но и за весь марийский
народ. Когда обряд завершился, гору Чумбылат вновь укрыл дождь. Люди стали
разъезжаться с надеждой, что природа поняла, о чем ее просили.
Регина Томская
Источник: газета "Йошкар-Ола"
Фотографии из газеты "Марий Эл"
|