Начало / Статьи / Общество /

Эти загадочные языческие рощи
01.09.05

Из имеющихся на территории Нижегородской области священных рощ половина, точнее двадцать – находится в Шарангском районе. Об этом РИА «Кремль» рассказали в редакции газеты «Нижегородская правда».

Территорию Шарангского района с древнейших времен населяли мари - один из представителей финно-угорских народов. Они обладали высокой экологической культурой и необыкновенной архаичностью традиций. Марийское язычество донесло до наших дней представления древнего человека о правилах взаимоотношения с окружающим миром, которыми люди руководствовались на протяжении тысячелетий и которые позволяли сохранить коренные свойства ландшафта. Марийцы относились ко всем творениям природы как равными себе: лес был домом марийца, источником хозяйственных примет, предсказателем и хранителем самого важного для быта мари. По снегу на ели и гроздьям рябины определяли будущий урожай, по количеству желудей на дубе – много ли можно собрать брусники, по сережкам осины – сколько будет овса, со сроком цветения шиповника связывалась яйценоскость кур. 

Поступки человека оценивались по отношению к природе. У мари поощрялись действия, направленные на возвращение природе первозданного вида. Например, после лесосплава мари проходили вдоль рек и очищали их от утонувших бревен. Поэтому редко, где увидишь такие не замусоренные леса и чистые реки, как в Шарангском районе. Здесь привыкли уважать всех духов природы – сколько бы их ни было. Особенно берегут здесь доставшиеся от предков священные рощи. Это не только своеобразные музеи под открытым небом, но и действующие святилища. 

По мнению местных жителей, именно в эти рощи прилетают боги, что бы встретиться с людьми, а в деревьях живут души родных – тех, кто умер и тех, кто еще не родился. С древнейших времен марийцы приходили к своим богам в священные урочища, там адресовали им свои просьбы, угощали богов свежим хлебом, мясом, киселем, домашним пивом. 

В наши дни обычно два раза в год в священной роще собираются сотни марийцев, готовят вкусную еду и зовут пировать каждого из богов. 

Главные культовые деревья священных рощ – пихта, дуб, липа, но чаще – березы. Многие рощи сохранили культовые сооружения - жертвенники, очаги, ямы для костей животных. Марийцы предупреждают постороннего человека – прежде чем идти в рощу, нужно помыться в бане, надеть красивую белую одежду. Идти нужно с добрыми мыслями, не ругаться и не шуметь. И еще нужно запомнить – тут грехов не отпускают – сломал без нужды дерево, вылил помои в реку, значит, придется отвечать. 

В каждой марийской деревне рассказывают, что случается с теми, кто срубит в священном месте дерево. Обычно такой человек долго не живет. Роща дает силы тем, кто уважает ее. А осквернителей губит загадочная сила, которую иногда называют древним словом «кереметь».

Считается, что священная роща способна помочь человеку при встрече с нечистой силой. Некоторые рассказывают о том, как зловещие видения исчезают, стоит бросить в них сломанной в такой роще веткой или гроздью рябины. По словам местных жителей, сама ситуация, когда человек ломает в роще что-либо, почти невозможна, но если путнику  что-то угрожает, то роща позволяет заломить рябину безнаказанно. Хотя известно много рассказов о болезнях и гибели людей, приносящих ущерб священным рощам. 

Местный житель и директор краеведческого музея П.Осокин рассказывает о двух мужчинах из села Малая Руда, которые, спилив в роще несколько деревьев для стройки, вскоре умерли. Рассказывают и о другом случае, когда 10 лет назад побывала в районе этнографическая экспедиция. 

Марийский карт (жрец)Старый карт Аркадий Кудрявцев (карт – почтенный человек, распоряжающийся в роще и знающий, с каким словом обратиться к кому из богов, чем его угостить и в какой день) долго разговаривал с приезжими, пытаясь понять, не навлекут ли те беду на себя и на рощу, и только потом разрешил сходить в рощу, пофотографировать. Однако только  через два дня, поскольку уже месяц стояла жаркая погода, и за день до приезда москвичей «в рощу сходили, дождя в четверг попросили». Именно в оговоренный день и хлынул ливень. Членам экспедиции знакомство с рощами принесло много удивительных открытый. Например, были обнаружены места, где магнитная стрелка компаса начинала «плясать», а у некоторых членов экспедиции появились необычные ощущения. 

Уже потом выяснилось, что у двух девушек, работавших особенно рьяно, улучшилось зрение. Не повезло только одному москвичу, который ослушался предупреждения о том, что без дела нельзя трогать жертвенный котел и нельзя перешагивать через очаг. Единственный кадр, который был засвечен на пленке, должен был запечатлеть этого молодого человека с жертвенным котлом в руках. Все произошедшее почувствовал и карт. Он вышел навстречу возвращающимся со словами: «Кто-то из вас все-таки котел трогал…Жалко мне его, но ничего сделать не смогу. Две недели ему осталось. Пусть хотя бы живой будет…». Ровно через две недели этот молодой человек попал в больницу. Его обнаружили лежащим около железнодорожного полотна в бессознательном состоянии, практически без повреждений. Имя свое он вспомнил только через несколько дней. Вспомнил он и то, что в поезде, переходя из вагона в вагон, вдруг почувствовал, как в тамбуре его повело в сторону двери, которая открылась наружу. 

В местном краеведческом музее есть некоторые предметы из священных марийских рощ, но, по словам П.Осокина, их не страшно брать в руки, поскольку попали они сюда из тех мест, которые уже потеряли силу.

Т.Юхманова

г. Нижний Новгород

Источник: РИА "Кремль"
 

Начало / Статьи / Общество /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz