Эти загадочные языческие рощи
01.09.05
Из имеющихся на территории Нижегородской области священных рощ половина,
точнее двадцать – находится в Шарангском районе. Об этом РИА «Кремль» рассказали
в редакции газеты «Нижегородская правда».
Территорию
Шарангского района с древнейших времен населяли мари - один из представителей
финно-угорских народов. Они обладали высокой экологической культурой
и необыкновенной архаичностью традиций. Марийское язычество донесло до
наших дней представления древнего человека о правилах взаимоотношения с
окружающим миром, которыми люди руководствовались на протяжении тысячелетий
и которые позволяли сохранить коренные свойства ландшафта. Марийцы относились
ко всем творениям природы как равными себе: лес был домом марийца, источником
хозяйственных примет, предсказателем и хранителем самого важного для быта
мари. По снегу на ели и гроздьям рябины определяли будущий урожай, по количеству
желудей на дубе – много ли можно собрать брусники, по сережкам осины –
сколько будет овса, со сроком цветения шиповника связывалась яйценоскость
кур.
Поступки человека оценивались по отношению к природе. У мари поощрялись
действия, направленные на возвращение природе первозданного вида. Например,
после лесосплава мари проходили вдоль рек и очищали их от утонувших бревен.
Поэтому редко, где увидишь такие не замусоренные леса и чистые реки, как
в Шарангском районе. Здесь привыкли уважать всех духов природы – сколько
бы их ни было. Особенно берегут здесь доставшиеся от предков священные
рощи. Это не только своеобразные музеи под открытым небом, но и действующие
святилища.
По
мнению местных жителей, именно в эти рощи прилетают боги, что бы встретиться
с людьми, а в деревьях живут души родных – тех, кто умер и тех, кто еще
не родился. С древнейших времен марийцы приходили к своим богам в священные
урочища, там адресовали им свои просьбы, угощали богов свежим хлебом, мясом,
киселем, домашним пивом.
В наши дни обычно два раза в год в священной роще собираются сотни марийцев,
готовят вкусную еду и зовут пировать каждого из богов.
Главные культовые деревья священных рощ – пихта, дуб, липа, но чаще
– березы. Многие рощи сохранили культовые сооружения - жертвенники, очаги,
ямы для костей животных. Марийцы предупреждают постороннего человека –
прежде чем идти в рощу, нужно помыться в бане, надеть красивую белую одежду.
Идти нужно с добрыми мыслями, не ругаться и не шуметь. И еще нужно запомнить
– тут грехов не отпускают – сломал без нужды дерево, вылил помои в реку,
значит, придется отвечать.
В
каждой марийской деревне рассказывают, что случается с теми, кто срубит
в священном месте дерево. Обычно такой человек долго не живет. Роща дает
силы тем, кто уважает ее. А осквернителей губит загадочная сила, которую
иногда называют древним словом «кереметь».
Считается, что священная роща способна помочь человеку при встрече с
нечистой силой. Некоторые рассказывают о том, как зловещие видения исчезают,
стоит бросить в них сломанной в такой роще веткой или гроздью рябины. По
словам местных жителей, сама ситуация, когда человек ломает в роще что-либо,
почти невозможна, но если путнику что-то угрожает, то роща позволяет
заломить рябину безнаказанно. Хотя известно много рассказов о болезнях
и гибели людей, приносящих ущерб священным рощам.
Местный житель и директор краеведческого музея П.Осокин рассказывает
о двух мужчинах из села Малая Руда, которые, спилив в роще несколько деревьев
для стройки, вскоре умерли. Рассказывают и о другом случае, когда 10 лет
назад побывала в районе этнографическая экспедиция.
Старый
карт Аркадий Кудрявцев (карт – почтенный человек, распоряжающийся в роще
и знающий, с каким словом обратиться к кому из богов, чем его угостить
и в какой день) долго разговаривал с приезжими, пытаясь понять, не навлекут
ли те беду на себя и на рощу, и только потом разрешил сходить в рощу, пофотографировать.
Однако только через два дня, поскольку уже месяц стояла жаркая погода,
и за день до приезда москвичей «в рощу сходили, дождя в четверг попросили».
Именно в оговоренный день и хлынул ливень. Членам экспедиции знакомство
с рощами принесло много удивительных открытый. Например, были обнаружены
места, где магнитная стрелка компаса начинала «плясать», а у некоторых
членов экспедиции появились необычные ощущения.
Уже потом выяснилось, что у двух девушек, работавших особенно рьяно,
улучшилось зрение. Не повезло только одному москвичу, который ослушался
предупреждения о том, что без дела нельзя трогать жертвенный котел и нельзя
перешагивать через очаг. Единственный кадр, который был засвечен на пленке,
должен был запечатлеть этого молодого человека с жертвенным котлом в руках.
Все произошедшее почувствовал и карт. Он вышел навстречу возвращающимся
со словами: «Кто-то из вас все-таки котел трогал…Жалко мне его, но ничего
сделать не смогу. Две недели ему осталось. Пусть хотя бы живой будет…».
Ровно через две недели этот молодой человек попал в больницу. Его обнаружили
лежащим около железнодорожного полотна в бессознательном состоянии, практически
без повреждений. Имя свое он вспомнил только через несколько дней. Вспомнил
он и то, что в поезде, переходя из вагона в вагон, вдруг почувствовал,
как в тамбуре его повело в сторону двери, которая открылась наружу.
В местном краеведческом музее есть некоторые предметы из священных марийских
рощ, но, по словам П.Осокина, их не страшно брать в руки, поскольку попали
они сюда из тех мест, которые уже потеряли силу.
Т.Юхманова
г. Нижний Новгород
Источник: РИА "Кремль"
|