Финно-угорский вопрос обостряется: Вепсский скандал в Карелии имеет международный
характер
08.12.05
Недавно
портал KOMINAROD.RU уже сообщал о скандале, разразившемся в связи
с уходом Николая Фомина с поста главного редактора единственной
вепсской газеты "Kodima" (г. Петрозаводск).
Финно-угорский сайт Украины Ugraina.Org фактически обвинил власти Карелии
в том, что увольнение Фомина имело политический характер.
Мы обратились за разъяснениями к редактору сайта Ростиславу Мартынюку,
независимому украинскому журналисту. Пан Мартынюк любезно согласился пояснить
нам сложившуюся ситуацию.
Ниже приводится интервью с паном Мартынюком.
Kominarod.Ru: Пан Мартынюк! Видите ли Вы политическую подоплеку
в уходе с работы в качестве главного редактора вепсской газеты «Kodima»
Николая Фомина (Микуля Фоминана)?
Да, вижу. Хотя это вопрос "оптики". Объясню: большинство финно-угров
склонны относить своё незавидное экономическое и культурное положение в
России на знаменитое "так сложилось". Но сложилось именно так в силу системной
и осознанной политической работы федеральной власти. На местном уровне
эта "работа" может даже выглядеть пристойно и толерантно.
Но это толерантность санитара к пациенту, отправленного зачем-то главврачом
в морг. По дороге в покойницкую бледному пациенту поют песни, а родственникам
из заграницы показывают пациента, одетого в чепчик из газеты "Кодима".
Больным, сидящим в палатах, кажется, что их коллега выглядит даже неплохо.
Например, "на воле" он реже ел и был хуже одет.
Что касается увольнения Микуля Фоминана с поста редактора "Кодимы",
то история увязана с решением государственного карельского издательства
"Периодика" сократить чуть ли не в два раза финансирование национальных
редакций газет, в частности и газеты "Кодима" (две штатных единицы). Микуль
Фоминан неоднократно заявлял: деньги на газету и без того мизерные. Это
мешает создать устойчивый авторский коллектив, развить "коррсеть" в вепсских
регионах и, в конце концов, выйти на новый уровень проблематики. А именно
- необходимости модернизации вепсской нации, численность которой по данным
переписи 2002 года сократилась на треть. А темпы ассимиляции - самые высокие
в Евразии!
Очевидно, что такая статистика - политика в чистом виде. Замалчивание
на уровне карельского правительства проблемы «деградации вепсского населения»
- тоже чистой воды политика. Всё это вместе - вкупе с конкретным кризисом
в издательстве "Периодика" (как бы это не называл по другому г-н Цыганков)
– и подтолкнуло Фоминана к увольнению. Итак, решение - чисто политическое.
Безусловно,
здесь был и "квартирный вопрос". Однако он лишь оттенял циничность карельского
руководства в вопросе национальном. Ведь выходец из вологодского села Фоминан,
по мысли его работодателей, должен был довольствоваться статусом "главного
вепсского журналиста". И благодарно влачить диогеновское существование
в редакционной бочке "Кодимы".
Хорошо,что у Фоминана есть семья! "Семья - ячейка общества", - говорили
лет 15 назад его работодатели. Мы добавим: финно-угорская семья - это крепость
вепсского общества. Семья - последний блиндаж вепса, который вот-вот опять
"уйдёт под землю". Семья - его страна, поддержка, залог достойного будущего.
Семья поддержала Фоминана в этом решении - уйти из газеты.
А что касается украино-вепсского скандала, затеянного главой Центра
политических исследований Анатолием Цыганковым, то он имеет чёткую природу:
"оранжевый страх".
Пока что Украина, обнажающаяся в руках телеманьяка Миши Леонтьева,
выглядит скучной и затрапезной: голубые газовые воришки с засаленными губами
доедают последние крохи со стола Бжезинского и клянчат "еще!" Прекрасная
карикатура. Думаю, кормёжка одного такого московского телепровокатора обходится
в сотни жизней ассимилированных вепсов - россиян с тысячелетней историей.
Но речь не об этом. На поверхность извлечён образ хитрого заморского
врага, с которым у Фоминана "давние дружеские отношения". Это - некая группка
"конкретных" украинских журналистов, которые открыто говорят о двойных
стандартах чиновников по отношению к их коллегам журналистам в России.
А особенно к тем, которым заповедано российской историей быть вепсами.
Конечно, такая позиция украинских коллег трактуется Цыганковым
прокурорски: поведение не только недружественное, но и вражеское. При чём
не только к губернатору Катанандову, но и к России. Да уж. Тут светит "семь
лет расстрела без права переписки"...
Конечно, я знаю: отождествлять любимого начальника с Россией - старая
болезнь, описанная докторами Зощенко и Салтыковым-Щедриным.
Отождествлять Российскую Федерацию с Россией - ельцинский синдром, развившийся
в новую эпоху подмены понятий. Но для украинцев, которые всерьёз верят
в украино-российский брак не-по-расчёту, заключённый когда-то на "переяславских
небесах", это не важно. Мы - свободные граждане Западной Руси, которые
свободно общаются со свободными братьями Руси Вепсской. И согласовывать
это ни с московской, ни с петрозаводской семибоярщиной не намерены. Поэтому
- да здравствует политическое увольнение!
А Катанандов, которого московская шляхта вновь хочет посадить
на карельский престол, рискует превратиться в Лже-Сергия, окружённого льстецами,
входящими в финно-угорские храмы не снимая папах.
Добавлю только, что все финно-угорские проблемы Карелии - это зеркало
русской национальной проблемы, проблемы великорусского этноса в России,
если хотите. А именно: умерщвление села, разрушение традиционных региональных
общин, забвение национальной истории, которая подменяется "историей семи
бояр", отчуждение большинства населения от власти (в частности, путём лишения
права избирать глав субъектов Федерации), сворачивание национально-территориальных
автономий (ликвидация КПАО) с одновременным замораживанием проектов создания
новых (Вепсский Автономный округ, Русская Республика).
Не работает закон о реабилитации депортированных народов (инкери, живущие
в Карелии, в большинстве так и не смогли вернуться в Ингерманландию - центр
Ленинградской области).
В то же время мы хорошо понимаем проблемы карельской власти. Тот же
Катанандов "принял" глубоко разрушенную в национальном отношении Республику,
которая по сути пережила геноцид. Инвалидные коляски, выданные нынешним
карелам и местным финнам в виде нескольких периодических изданий, дело
хорошее. Но всё-таки народы-инвалиды надо опять научить ходить cамостоятельно.
Даже с риском для личной власти.
Мы понимаем также, что вепсский вопрос не "профильный" для самой Республики
Карелия и дан Петрозаводску как бы в нагрузку - в силу "финно-угорской
специализации" этой Республики. И сама Вепсская национальная волость –
это лишь северная окраина большой страны Вепсанма. Её тело – в Ленинградской
и Вологодской области. А пятки - на севере Тверской области. Все эти земли
- также родина и великорусского народа. Поэтому на самом деле вепсский
вопрос - это вопрос великорусский. Но и с этим в Карелии плохо.
Несмотря на то, что телевидение, армия и власть отправляются на "великорусском
наречии" я утверждаю - в современной России, как и Карелии, нет ни одной
газеты великорусского народа. Поэтому опыт вепсов и газеты "Кодимы" - в
какой-то мере уникальный для великороссов. Но и печально-поучительный.
Чем? Тем, что нынешняя власть ориентирована "тотально антиэтнически" и
видит свою вечность только безнациональном обществе.
Поэтому, на мой взгляд, в Карелии существует УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОМУ ИДЕНТИТЕТУ
ВСЕХ КОРЕННЫХ НАРОДОВ. В том числе карелов, вепсов, финнов и РУССКИХ.
Источник: KOMINAROD.RU
|