Начало / Статьи / Политика /
Eesti

О чем умолчал марийский министр?
13.06.05

2 июня с.г. в Москве состоялось заседание исполкома Ассоциации финно-угорских народов России.

Министр культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Михаил ВасютинДля участия в заседании приехали представители финно-угорских народов из многих регионов России: Мордовии, Удмуртии, Коми, Карелии, Ханты-Мансийского АО, Тверской области и др., а также представители администрации президента РФ и Министерства регионального развития.

Одной из тем заседания было обсуждение ситуации в Марий Эл, сложившейся в последнее время и ставшей предметом рассмотрения на заседании Европарламента. Как известно, 12.05.05 г. европейские парламентарии приняли резолюцию "О нарушениях прав человека и демократии в Марий Эл Российской Федерации". Этот документ был воспринят бюрократическим аппаратом правительства как "вмешательство во внутренние дела России". Более того, чиновниками разного уровня были предприняты попытки направить аналогичные заявления в адрес "обманутых" европейцев и от финно-угорских общественных организаций. Но, как мы знаем, большинством финно-угорских организаций, в том числе, и участниками 11 ежегодной конференцией ассоциации журналистов Баренц-Евро-Арктического региона "Баренц Пресс Интернешнл", эти "заявления" так и не были подписаны.

Рассмотрение "марийского вопроса" было отложено до вышеупомянутого заседания исполкома, так как именно Ассоциация финно-угорских народов России под руководством Валерия Маркова, по сути, является высшим общественным органом на территории России, призванным регулировать взаимоотношения федеральных властей и финно-угорских общественных организаций.

Но и заседание исполкома не приняло единой резолюции по ситуации в Марий Эл. После длительного обсуждения члены исполкома приняли паллиативное решение: направить пакет документов с выступлениями членов исполкома на рассмотрение заинтересованным организациям: в администрацию президента РФ, в Министерство регионального развития РФ, в администрацию президента РМЭ.

По общему мнению, информации о ситуации, сложившейся в Марий Эл пока явно недостаточно для выработки определенной позиции. В то же время многие выступавшие отметили, что в отношении финно-угорских народов федеральным правительством нередко используется политика "двойного стандарта", когда провозглашая права народов на реализацию своего государственного статуса, в то же время правительством не обеспечивается полноценная реализация этих прав, а действия лидеров финно-угорской общественности объявляются "сепаратистскими" и ведущими к ослаблению позиций России на мировой арене. Эта двойственность и стала главным фактором в принятии членами исполкома столь неопределенного решения.

Членами исполкома были заслушаны доклады министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Михаила Васютина и доклад Oньыжи всероссийского движения мари "Мер Канаш" (Всемарийского Совета) Владимира Козлова. Эти доклады отражали диаметрально противоположные оценки ситуации, сложившейся в Марий Эл.

Выступление министра пестрело разнообразными цифрами, долженствующими свидетельствовать о всемерной заботе руководства Марий Эл о сохранении национальной марийской культуры, о множестве мероприятий, проводимых под эгидой республиканских властей, о книгоиздательстве и.т.д. Не упустил министр и случая сделать колкие замечания в отношении организации "Мер Канаш" по поводу того, что эта общественная организация до сих пор не зарегистрирована, а исполком собирается от случая к случаю.

По поводу свободы слова в Марий Эл было высказано, что на территории Марий Эл печатаются более десятка изданий на марийском языке, а правительство Марий Эл приняло решение увеличить количество часов вещания на марийском языке на телевидении и радио за счет республиканского бюджета. Прозвучал и упрек министра по поводу того, что Владимир Козлов политизировал деятельность "Мер Канаш" в противоречие с Уставом организации.

Председатель Всемарийского Совета, Оньыжа, Владимир КозловВыступление Владимира Козлова, напротив, базировалось на простых вопросах: если в Марий Эл правительство заботится об интересах марийского населения, составляющего 43 процента жителей РМЭ, почему до сих пор на территории республики запрещено печататься всем 14 оппозиционным газетам, в том числе и на марийском языке, а народу предлагается читать только официозные издания, которые не в силах донести читателям весь массив информации, так как острые материалы снимаются с полос по звонку "сверху"? Так, например, марийские читатели до сих пор в неведении, какую же резолюцию принял в отношении Марий Эл Европарламент, кто стоял за массовым избиением марийцев в Йошкар-Оле 27 мая этого года, почему в республику на празднование своего 80-летия не приехал гордость марийского народа, великий композитор современности Андрей Яковлевич Эшпай?

Далее, почему до сих пор не выявлены виновники череды бандитских нападений на журналистов, жертвами которых только в этом году стали корреспондент радио "Свобода" Елена Рогачева и сам Владимир Козлов? "Мне была направлена формальная отписка прокуратуры РМЭ о приостановлении дела по моему заявлению, - сказал Владимир Козлов. Но в чем причина приостановления, мне не сообщалось". Почему властями до сих пор не приняты меры по поимке национал-экстремистов, жестоко избивших этнических марийцев за "марийскую песню"?

Наконец, почему проявляя формальную заботу о регулярности заседаний исполкома организации "Мер Канаш" Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ палец о палец не ударило ради того, чтобы помочь в оформлении документов на регистрацию, хотя сам министр является членом президиума этой организации? Более того, как отметил Владимир Козлов, заседания исполкома частенько использовались для манипулирования общественным мнением со стороны властных органов, внесения раскола в их ряды, дискредитации авторитета лидеров марийской общественности.

Хотя министром и были приведены цифры по количеству марийских школ, но он умолчал о том, что налицо тревожная тенденция: количество школ, где марийский язык изучается как родной с 226 в 2002 году сократилось до 196 в 2005 году, а количество учащихся с 24 339 в 2002 году сократилось до 18 692 учеников. Но самое главное то, что Министерством образования РМЭ под руководством Галины Шевцовой марийский государственный язык объявлен не обязательным для обучения, что является прямым нарушением Конституции РФ ст.68 (п.2). Закон РФ "О языках народов РФ (ст.2, п.4) и Республики Марий Эл (О языках в РМЭ) не допускают пренебрежительного отношения к языкам, в том числе и государственным, отрицающим их равноправие.

Позиция руководства Марий Эл, отрицающего наличие проблем в языковой политике республики и фактов нарушения элементарных прав марийского населения на получение образования на родном языке, отрицании права всех языков страны на сохранение и развитие, требует самой принципиальной оценки. Без создания соответствующих условий (подготовка квалифицированных кадров и издания необходимого количества учебников) и четко определенной и взвешенной политики властных структур регионального уровня марийский язык уже в этом столетии, по мнению крупных ученых-филологов, может прекратить свое существование.

Марийский педагогический институт им. Н.КрупскойУчитывая вышеизложенное, совершенно иначе воспринимается закрытие старейшей кузницы национальных педагогических кадров республики - Марийского государственного педагогического института им. Крупской, так же как и Марийского государственного музыкального училища им.Палантая, смена руководства Марийского института образования, занимающегося переподготовкой и повышением квалификации педагогов. Это нельзя не расценить как планомерную работу по подрыву самих основ образования на марийском языке.

Национальная политика в РМЭ не должна противоречить федеральным законам, а Россия ратифицировала международное Соглашение по защите национальных меньшинств.

Можно ли в такой ситуации марийской общественности оставаться безучастной к вопиющим фактам подавления прав своего народа? Вопрос риторический, ибо кому как не общественности вставать на защиту конституционных норм. Это уже не "занятия политикой", а нормальная реакция марийского населения, делегировавшего защиту своих прав представителям общественности.

На последнем VII очередном съезде народа мари (март 2004г.), где руководителем движения (Oньыжой) был избран Владимир Козлов, только делегатов было 302 человека. Напомним, что по процедуре выдвижения делегатов, каждый из них представлял 3 тысячи человек из числа марийского населения, компактно проживающего в регионах России. Гостями съезда тоже было более 200 человек, от регионов с меньшей численностью марийского населения. Так что вопрос о легитимности действий Оньыжи снимается уже самой многочисленностью избравших его людей. И этих людей вряд ли можно назвать "горсткой", как это было заявлено министром.

Далее, Владимиру Козлову был задан вопрос, почему под многими материалами касательно обострившейся ситуации в Марий Эл стоит только две подписи? Во-первых, нужно разделять оперативно подготавливаемые документы и программные заявления. В оперативной информации просто нет нужды собирать референдумы, чтобы выразить свою позицию по актуальным вопросам. Напротив, программные заявления действительно подписывались двумя людьми. Но кем? Владимиром Козловым, Оньыжой всероссийского движения мари "Мер Канаш" и Ниной Максимовой, за плечами которой стоит межрегиональная общественная организация "Марий Ушем", объединяющая в своих рядах десятки российских филиалов в местах компактного проживания мари.

Это руководители наиболее многочисленных и активно действующих во имя процветания марийского народа общественных организаций, в отличие, допустим, от того же проправительственного Марийского национального Конгресса в составе одного человека или "Туан вел", так и не отстоявшего единственную радиопрограмму на горномарийском языке. Их мнение, несмотря на все гонения правительства Марий Эл, во-многом разделяются общественностью, поскольку за все годы правления Л.Маркелова ситуация с национальным образованием, свободой слова и прозрачностью выборов начиная с 2001 года намного ухудшилась, приобрела тревожную тенденцию.

Подытоживая заседание исполкома Ассоциации финно-угорских народов России, представитель Министерства регионального развития РФ Юрий Балахнин сказал: " Мы сегодня много говорили о проблемах. Они действительно существуют, но главное для нас сегодня - подумать о задачах, которые нам предстоит решать вместе". Кстати, и замечание по поводу подготовленным Владимиром Козловым проекта резолюции было сделано в форме дружеского совета, а не гневной отповеди, как то представлено в интервью министра.

Будет ли правительство Марий Эл "вместе" решать задачи по исправлению перекосов в национальной политике республики - покажет время. Но, по словам председателя общества вепсской культуры Зинаиды Строгальщиковой, именно власть ответственна за установление диалога с общественностью, именно правительству Марий Эл налогоплательщиками республики доверено решать вопросы взаимодействия со ВСЕМИ общественными организациями, несмотря на отдельные личные пристрастия и симпатии, именно власти не к лицу провоцировать общественные умонастроения невыверенными выступлениями о "фашизме" и "нацизме" представителей марийских национальных общественных организаций. Общественность ближе к народу, она выражает чаяния и надежды населения, в отличие от чиновников, движимых страхом потерять свои "портфели" и старающихся сохранить за собой монополию на "общественное мнение". Даже 5 процентов недовольного населения - уже серьезный повод для рассмотрения причин их недовольства, а выборы в Государственное Собрание Марий Эл выявили 12 процентов "протестного" голосования избирателей.

В августе этого года в Марий Эл пройдет 10 Международный Конгресс финно-угорских ученых. Более 30 международных деятелей финно-угристики уже выразили свой протест против подавления прав марийского народа на сохранение своей национальной идентичности и отказались приехать на Конгресс.

Елена Кузьмина
 

Начало / Статьи / Татарстан /  

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz